|
Ольга Шишанова из Астаны
Под таким названием в Астане в Русском драматическом театре имени Горького состоится премьера спектакля по пьесе российского драматурга Николая Коляды - автора сколь скандального, столь и известного своими неординарными произведениями. Спектакль приурочен к юбилею ведущей актрисы театра, “Мэдениет кайраткері” РК Людмилы Крючковой
Николай Коляда является основателем совершенно новой драматургической школы, которой с каждым днем все больше интересуются театры России и стран СНГ. Ее законы состоят “в смеси почти детской наивности и необязательно вытекающей из нее искренности”.
Часто в неловких пьесах Коляды, равно как и в его неловких спектаклях, вдруг пробуждается великая магия, нечто фантастическое. И бесформенность, “нерегулярность”, нарочитая неправильность такого искусства - залог свободы, в которой может “зародиться” сила.
Спектакль “America for Russia подарила пароход” по пьесе Н.Коляды - это невероятная история любви “двух далеких половинок”, которые будто “шутя-любя-нарочно” встретились, не в силах расстаться.
Игривая романтическая комедия раскрывает удивительно тонкий мир душевных взаимоотношений на фоне окружающей “заурядно паршивой” жизни. И чтобы там ни говорили, любви все возрасты покорны. Любовь всегда права. Таков лейтмотив спектакля.
“...Бог сделал человека и разрезал пополам. Разрезал и бросил одну половинку в Америку, другую в Россию, разрезал шутя, он Бог, ему все можно сделать, ему можно так шутить, разрезал и кинул. Кинул и сказал: живите как хотите. Пошутил. А человек без половинки не может жить, мается. Вот он ходит-ходит по земле, ищет и ищет свою половинку, ищет и ищет, найти не может. Наконец найдет человека, какой нравится, думает: вот она, моя половинка, мне с ней легко, и тепло, и покойно, буду я с ней жить... Живет год или два, или месяц, или день и видит: нет, это не моя половинка. Моя половинка, видит он, где-то не здесь, в другом месте, пойду ее искать. Буду искать дальше. И уходит. Искать дальше...
...Ты так долго не приходил...
Я не мог... Я искал ее, свою половинку... Не нашел... Нет. Не нашел. Нет ее. Я знал, что моя половинка - ты. Я любил тебя всю жизнь, всю долгую жизнь... Засыпая в постели с другими, я целовал тебя, гладил твои волосы, не их, гладил твои плечи, не их, трогал своими губами твои губы, не их, чувствовал твой запах тела, твоего тела, не их... Всю жизнь ты была со мной, всегда со мной... Теперь - смерть, смерть. Теперь вместе... Вместе... Рядом. Вечно. Вечно. Вечно. Вечно. Вечно”.
В преддверии премьеры своим мнением о спектакле делится режиссер Русского драмтеатра имени Горького заслуженный артист Бекпулат Парманов:
- Какова предыстория постановки?
- Мне нравятся ранние произведения Коляды, где-то начала 90-х годов. Нравится его философия. Он замечательный драматург и сценограф. Дали запрос, все же опасаясь, что он не даст добро на постановку своей пьесы у нас. Но вот - разрешил.
- Почему именно эта пьеса?
- Вместе с этой он еще передал две, но ранние (а эта как раз из таких) более, на мой взгляд, человечны. Сейчас он пишет больше о молодежи. Ощущение, что пошел на сделку с днем сегодняшним. А мне важно духовное начало, поэтому именно эта пьеса.
- Как осуществлялась постановка?
- Первоначально я хотел переименовать пьесу в “Танец ангела”. Состав труппы, задействованный в этой постановке, невелик - всего 7 человек. Актерам это дает возможность проявить себя в разных амплуа. Что же касается осуществления самого действа, то в любой постановке я стараюсь избегать сведения всего к бытовому уровню, здесь тем более. Спектакль-то, несмотря на его такое “маяковское” название - о любви. Несмотря на нарочитое подчеркивание разницы в возрасте, несмотря на недоверие героини к появившейся вдруг “отдушине” в лице главного героя.
Есть такое понятие, как “шлейф роли”, означающее - что же было до того, как? В данном случае шлейф роли главной героини сводится к тому, что она сочиняет вокруг себя сказку, куда сбегает от жестокой реальности, закутывается в нее, как в кокон, и выражает это меткой фразой: “Я привыкла врать красиво”.
- В каком жанре поставлен спектакль?
- В жанре романтического фарса. Но этот жанр очень многообразен и разнопланов. Он вбирает в себя многое - иронию, сатиру, в нем все преувеличено, все на грани. Немаловажную роль играет и хореография спектакля. Актеры, по замыслу, должны при помощи жестов и движений рук показать движения души. У нас молодой и очень талантливый балетмейстер - Айгуль Киякбай, она и музыку подбирала, что сопровождает театральное действо на всем его протяжении. Это мелодии композиторов Шнитке, Тирсена, Вейтса, Бреговича и Дисплейта.
- Вы ввели двух персонажей, которых непосредственно в пьесе Коляды нет...
- Я могу, как режиссер, вводить бессловесные персонажи, главное требование - нельзя менять текст. И я ввел двух ангелов, которые, на мой взгляд, весьма органичны в этой роли. Ведь именно они в финале пьесы уводят героиню за ту зыбкую черту, которая является параллелью нашей жизни, где совсем другой уровень и где душа всегда ждет свою половинку.
Исполнительница главной роли Людмила Крючкова:
- Личное восприятие очень важно для актера при разучивании каждой новой роли. Поэтому, несмотря на то, что у меня не было такого жизненного опыта, как у моей героини в этой пьесе, думаю, что темы одиночества или предательства - это то, с чем каждый из нас так или иначе сталкивался в своей жизни. На сцене же, хочешь ты того или нет, тебе приходится отождествлять себя с твоей героиней, так что эмоции в любом случае мои. Получается взаимопроникновение: когда ты начинаешь работать над ролью, ты начинаешь ею жить. Но вот когда спектакль заканчивается - уходит и роль. Невозможно любить то, чего нет, ведь любовь - это живое чувство, хотя след остается.
Исполнитель главной роли Данила Хомко:
- Это моя вторая большая роль в вечернем спектакле. По большому счету, в спектакле нас всего двое и приходится быть все время на виду. И так любой актер на сцене, образно говоря, голый - эмоциями, переживаниями... И здесь, учитывая, что в моей роли слова фразами почти отсутствуют, только отдельные реплики в ответ на монологи главной героини, для меня это большая школа. За два часа мне приходится проживать целую жизнь. Ведь, согласитесь, словами образ передать легче, а когда они отсутствуют, приходится через себя пропускать множество разнообразных эмоций.
Кстати, когда мы только начали репетировать, то я никак не задумывался о разновозрастной категории героев. Просто я, играя роль, делаю упор - пришел мальчишкой, стал мужчиной. И это очень интересные ощущения - не изменяя себя, поменять себя полностью. Причем возраст остается тем же, а вот в сознании происходят перемены.
На подготовку роли уходит практически все время. Сначала ты репетируешь на сцене, потом то же самое продолжается дома. Идешь по улице, вспоминается в какой-то момент слово из роли и все...Дальше уже только ассоциации пошли...
Но у актера, который не стоит на месте, а стремится к развитию, так, наверное, и должно быть... |