|
Флюра Мусина
Известная американская труппа танца City dance Company в сентябре прошлого года вызвала огромный интерес публики своими выступлениями в Астане и Алматы. Сила, страсть и целеустремленность - вот три идейные составляющие небольшой, но мобильной и невероятно продуктивной труппы танца из Вашингтона, и именно эти качества наиболее ярко выражены в личности ее основателя и руководителя хореографа Пола Эмерсона.
Впрочем, гастроли труппы оставили после себя не только яркие зрительские впечатления. В ходе мастер-классов, которые компания традиционно дает для местных танцоров во время гастролей, завязались творческие контакты с казахстанской труппой современного танца “Самрук”. В результате родилось несколько проектов, поддержанных Посольством США в Казахстане, которые, последовательно дополняя друг друга, обещают вылиться в беспрецедентное творческое сотрудничество.
И первым из них был приезд в Алматы солиста труппы City dance Company Кристофера Моргана. За две недели, которые хореограф провел в работе с труппой “Самрук” родился спектакль под названием “Песочные часы”, представленный на V Центральноазиатском фестивале современного танца. А в интервью, данном нашей газете, хореограф делится своими мыслями о безграничных возможностях танца, о новой постановке и о работе с казахстанскими артистами
- Кристофер, это правда, что современным танцем, в отличие от балета, можно начать заниматься довольно поздно?
- Я, например, начал танцевать только с 17 лет. В Южной Калифорнии, где я рос, было много джаза, много балета, но не так много современного танца. Но когда я поступил в Калифорнийский университет, то встретился с Дональдом Маккейлом, у которого была очень сильная программа по contemporary dance. Я наслаждался радостью движения и оценил главное достоинство танца - возможность говорить с людьми. Джаз и балет - они больше для шоу, а современный танец имеет смысл, которым ты можешь поделиться с людьми, поэтому я решил посвятить ему свою жизнь.
- В Вашей семье кто-то еще был связан с танцем?
- Мои родители родились на Гавайях, а дедушка с бабушкой и сейчас живут там. С детских лет мы играли гавайскую музыку и танцевали гавайские танцы, даже сейчас, танцуя современные постановки, я использую свои руки так, как в традиционных гавайских танцах. Это культура, с которой я больше всего себя идентифицирую. Во мне микс китайских, японских, немецких и ирландских кровей, но гавайские корни сильнее всех остальных.
- Современный танец также включает в себя много компонентов. Ваш танцевальный стиль - это тоже микс?
- В моих классах я соединяю много йоги и боевые искусства. Это очень хорошие техники, чтобы нормализовать дыхание, сделаться более гибким и плавным и поставить ноги на пол. В балете ноги все время стремятся отрываться от пола, в современном танце противоположная идея, нужно хорошо чувствовать пол, твердо стоять на земле. Также очень важно смотреть на себя, изучать себя, кто ты есть, так как современный танец - это прежде всего самовыражение. В балете ты становишься персонажем: принцессой, лебедем, бедной девушкой, умершей от любви, а современный танец о том, кто есть ты. Это не техника, это способ узнать себя, выразить себя. Но ты должен чувствовать себя комфортно с самим собой, чтобы показывать это на сцене.
- Встреча с City dance Company - это счастливая карта Вашей судьбы?
- Это было хорошее время, когда мы встретились. Пол хотел, чтобы я танцевал у него, но я больше в тот момент хотел создавать танцы. Я мог дать ему вещи, которые ему были нужны, а он мне больше поддержки, чем я мог бы получить, самостоятельно ставя танцы. Я очень предан City dance, я очень верю в то, что они делают. Я очень ценю, что Пол Эмерсон (руководитель City dance Company. -
Прим. авт.) дает мне возможность делать проекты отдельно от них, как, например, сейчас я нахожусь здесь и ставлю на труппу “Самрук”. Вообще, это политика нашей компании, и я думаю, что это хорошо и для City dance, потому что я учусь новым вещам, которые могу принести им.
- Это Ваш первый опыт работы с другими коллективами, в других странах?
- Я уже ставил в Палестине в 2002 году и узнал много интересного для себя. Это особенно важно для танца, потому что без непосредственного близкого общения ты никогда не узнаешь другую культуру, ты, конечно, можешь посмотреть видео, изучить шаги, но ты никогда не узнаешь танец по-настоящему без работы с людьми. Когда вы работаете так близко, танцуете, прикасаетесь друг к другу, таскаете друг друга на спине, мне кажется, таким образом узнаешь другую страну и психологию людей намного лучше, чем если бы ты просто пожил там.
- Казахстанский современный танец совсем молодой, и людям, решившим заниматься этим сложным, но таким притягательным направлением довольно сложно - нет финансовой поддержки, нет площадок для выступлений. Как обстоят дела на родине модерна, в Америке?
- Конечно, в Америке огромное количество самых разных танцевальных компаний. Например, в Вашингтоне есть большие балетные компании и есть мы. А также очень много маленьких групп, иногда они собираются просто на один проект. Очень большая конкуренция, нужно привлечь внимание. Есть свои трудности, мы тоже ищем деньги на постановки и на турне, и в этом большая заслуга Пола Эмерсона. Мы делаем много международных туров, это очень хорошо для нас и спонсируется государственным департаментом.
- Вы назвали свой спектакль “Песочные часы”. Речь идет о времени?
- Когда я только приехал и на первой репетиции разговаривал с труппой, я у них спрашивал, что они хотели бы сказать людям о Казахстане через танец. Каждый рассказал что-то свое, я добавил к этому свои впечатления, от того, что успел здесь увидеть и что меня поразило. Это не прямое цитирование, но преломленное через мое восприятие ощущение древней культуры, природы, людей. То, что порой трудно выразить словами, но что может сделать движение, танец. Думаю, было бы здорово, если этот спектакль был показан людям, которые мало знают о Казахстане.
Новую постановку Кристофера Моргана “Песочные часы, а также лучшие работы отечественных хореографов можно будет увидеть 21 мая в 18.30 на сцене ГАТОБ имени Абая в программе “Вечер современной хореографии”, посвященной 20-летию Независимости Казахстана. Вечер проводится под патронатом Фонда Первого Президента Казахстана. |