Педагог и художник в одном лице
В художественной галерее “Ою” открылась коллективная выставка творческой группы преподавателей Академии моды “Сымбат”. Состоялась она во многом благодаря инициативе, проявленной со стороны одного из авторов В. Григорьяна, имеющего большой опыт участия в групповых проектах.
Следует сразу отметить, что эта выставка кардинально отличается от предыдущей. Здесь заявлено меньшее число участников, постаравшихся представить на суд зрителей качественный художественный продукт. Шестеро художников просто сумели доказать, что педагогическая стезя не только не мешает, а скорее стимулирует их к новым творческим поискам и размышлениям о сегодняшнем дне, о связи времен и мировоззренческого взгляда на окружающий мир со всеми его радостями и непростыми жизненными обстоятельствами.
Отрадно, что организовавшаяся группа, объединенная жаждой творчества и вдохновением, представляет на самом деле калейдоскоп индивидуальностей, ни в чем не похожих друг на друга ни в тематических пристрастиях, ни в способах их воплощения. Верится, что (судя по названию выставки “Калейдоскоп причин”) у каждого из них действительно есть повод высказаться по своей личностной позиции. И в этом своем устремлении все авторы оказались достаточно убедительными и состоятельными.
Представленные произведения живописи
Балнур Асановой как бы предметно подтверждают цельность ее творческих изысканий как в сфере станкового, так и декоративного искусства. Она нашла свой стиль, собственный код изложения, смело и уверенно перемежая современные тенденции с оригинальной интерпретацией до сих пор еще не до конца исследованного и потому обладающего интригующей тайной казахского культурного наследия. Следуя основным, не поддающимся никаким девальвациям времени принципам народного творчества, она вполне уместно и неназойливо вводит в композиции моменты, в которых угадывается дух современного восприятия.
Хашим Курбанов верен однажды найденной манере изложения, внутри которой любит бесконечно экспериментировать, Ему недостаточно оперировать цветом и формой. Его живопись приглашает нас войти просто в физическом смысле: радушно открываются створки восточных ворот, и мы оказываемся в этом притягательном для автора мире с запахом детства и непреходящих ценностей народной жизни. Такой прием дополняет эмоциональную глубину восприятия теплоты и необыкновенной ауры бытия с безвозвратно ушедшими и ценными своей естественностью отношениями.
Владимир Григорьян также давно определился в своем выборе библейской темы, которая уже сама по себе обладает бесконечностью трактовки как бесконечна и непостижима сама Божественная суть. И способы изложения вполне ей адекватны, внутри которых художник находит новые аспекты и ракурсы - как смысловые, так и формальные.
Рахмангазы Макажанов нашел свой творческий почерк, который он определяет как “суровый стиль”. Это как бы апелляция автора к известному периоду советского реализма, но в собственном восприятии. Его живопись по цвету явно не совпадает с творчеством предшественников, хотя в остальном он выдерживает установки этого известного художественного метода. Обращение к автопортрету - не самоцель автора, а рассматривается им в контексте заданной идеи полотна.
Интересен взгляд Оразбека Есенбаева, работающего в жанре символического реализма. Его “Барымта” при полном отсуствии сюжета как такового обладает настолько пронзительным воздействием, что достаточно взглянуть в испуганные глаза встревоженного косяка лошадей. Это настоящая драма, выраженная скупыми минимальными средствами.
Галина Скобелева в рамках гобелена прибегает к символичности образа, что вполне органично самой природе декоративно-прикладного искусства. Для большей убедительности в раскрытии темы и в поиске более оригинального решения, а также с учетом возможности вписать гобелен в современное интерьерное пространство она усложняет саму форму изделия.
Выставка представляет собой своеобразный мастер-класс для воспитанников академии, где нашлось место для использования обширной палитры творческих замыслов и идей, методов, приемов и технологий, которые могут быть заимствованы и переработаны в соответствии с поисками будущих художников, модельеров, мастеров прикладного искусства.
Мария Жумагулова, искусствовед |