|
В Астане в Большом концертном зале Казахского национального университета искусств состоялся гала-концерт фортепианной музыки, приуроченный к официальному закрытию Года Фредерика Шопена. Концерт предваряла пресс-конференция для столичных журналистов, на многочисленные вопросы которых ответили организаторы мероприятия - Посольство Польши в РК в лице Чрезвычайного и Полномочного Посла Яцека Ключковски и руководство КазНУИ в лице ректора Айман Мусаходжаевой
В рамках пресс-конференции также был подписан меморандум о сотрудничестве между Варшавским университетом музыки имени Ф.Шопена и Казахским национальным университетом искусств Астаны, что, несомненно, открывает широкие возможности для культурного обмена студентами между вузами двух стран. Кроме того, учитывая заслуги Айман Мусаходжаевой в области культурных взаимоотношений между Казахстаном и Польшей, министр культуры и национального наследия Республики Польша Богдан Здроевски наградил ректора КазНУИ “Gloria Artis - за заслуги перед культурой”, которую Айман Кожабековне от имени министра вручил Посол Польши в РК г-н Ключковски.
Также г-н посол совершил небольшой экскурс в самое начало Года Фредерика Шопена, отметив, что 2010 год был особенным для его страны и всего польского народа, так как именно на этот год пришлось 200-летие со дня рождения великого польского композитора Фредерика Шопена, который родился 1 марта 1810 года. Поэтому, помня о своем великом соотечественнике и желая укрепить его славу перед национальной и всемирной культурой, сенат Польши объявил прошлый 2010-й - Годом Фредерика Шопена, в рамках которого было проведено несметное количество музыкальных мероприятий, в том числе и в Казахстане.
Так Год Шопена в Казахстане был открыт выступлением молодого казахстанского пианиста Амира Тебенихина в Театре оперы и балета имени К.Байсеитовой в Астане, а затем продолжен его гастролями в Петропавловске. В этом же городе, кстати, был организован и художественный конкурс на тему “Краски в музыке Шопена”.
Затем вновь в столице состоялся незабываемый вечер “Посвящение Шопену”, где одним из интересных событий стала презентация почтовой марки с изображением музыканта, изданной Казпочтой.
Общество поляков Степногорска совместно с музыкальной школой организовали фортепианный концерт произведений своего великого земляка.
Необычным продолжением мероприятий стал сольный концерт польского джазового пианиста Адама Маковича, который исполнил произведения Шопена в джазовой интерпретации. И, наконец, в первый день саммита ОБСЕ министр иностранных дел Республики Польша Радослав Сикорски в дар от польского народа передал КазНУИ бюст своего знаменитого соотечественника, именем которого назвали один из концертных залов “Шабыта”.
Что касается нынешнего концерта, то в нем приняли участие такие известные исполнители, как профессор Варшавского университета музыки ректор Станислав Морыто, польские музыканты - Станислав Скочыньский и пианистка Иоанна Ружевска. С казахстанской стороны в концерте участвовали профессор КазНУИ, заслуженные деятели Казахстана Нурлан Исмаилов и Амир Тебенихин.
На суд любителей прекрасного музыкантами были представлены “Скерцо би-моль №1, №2”, Баркарола, “Ноктюрн ми-мажор”, 6 прелюдий, 4 мазурки, которые, пожалуй, как нельзя лучше отражают музыкальный дух Польши того времени, баллада джи-моль, а в заключение Andante spianato с большим блестящим полонезом Es-dur, опус 22.
Возможно, эти названия мало что говорят простому обывателю, а вот для Шопена, который с их помощью выражал свою любовь к Отчизне, и ценителей его творчества они значили очень многое. Именно в полонезах, балладах Шопен рассказывал о своей стране, о красотах ее пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использовал лучшие черты народного мелоса (музыкального эпоса). Вместе с тем Шопен оставался исключительно самобытным. Как можно заметить, его музыка всегда отличалась смелой изобразительностью и нигде не страдала излишней причудливостью. Когда после возвышенного Бетховена классицизм уступил место романтизму, то Фредерик Шопен стал одним из главных представителей этого направления в музыке. И если где-то в его творчестве и чувствовалась рефлексия, то скорее в сонатах, что тем не менее не помешало им быть высокими образцами жанра.
К лучшим произведениям Шопена также можно отнести и этюды: в них помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Его этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. А этюд cis-moll и вовсе, по мнению меломанов, достигает бетховенских высот трагизма.
А вот наиболее интимным, своеобразным “автобиографическим” жанром в творчестве Шопена были его вальсы. И, пожалуй, никогда - ни до, ни после Шопена - его родина Польша не давала такого музыкального гения. Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра, если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов. Именно об этом упоминали перед своими выступлениями музыканты на торжественном вечере, посвященном памяти выдающегося композитора.
В завершение вечера Посол Польши в Казахстане пообещал, что творческие и культурные встречи любителей прекрасного обеих стран на этом не закончатся. Напротив, в свете подписанного меморандума он отметил, что теперь взаимообмен станет более плодотворным, как в области изобразительного искусства, кино, туризма и т.п., так и в области обмена концертами, выступлений студентов - польских в Казахстане, казахстанских - в Польше. Кроме того, с 1 июля текущего года Польша сроком на полгода возглавит Евросоюз, что также наложит свой отпечаток на дальнейшее развитие взаимоотношений страны не только со странами ЕС, но и с другими государствами, в том числе и Среднеазиатского региона, где ключевую позицию занимает Казахстан.
Ольга Шишанова, Астана
Фото Влада Бородина |