|
Айгерим Бейсенбаева
Кадырали Болманов по праву считается одним из главных ньюсмейкеров казахстанского шоу-бизнеса. Он в одном лице и исполнитель, и продюсер, и защитник прав отечественных артистов. Несколько лет он был чиновником, но по его признанию, главное дело его жизни - это продюсирование.
Недавно к длинному перечню его творческих и деловых интересов прибавился и выпуск музыкальных кукол, поющих на казахском языке.
Первая пластиковая артистка сделана по образу и подобию певицы и супруги Болманова Каракат
Поющую и разговаривающую куклу в богато расшитом камзоле известный казахстанский продюсер с гордостью продемонстрировал перед интервью, попросив обратить внимание на качество звука: “По-другому и быть не может, все-таки музыка - это главная сфера моей деятельности”.
Когда кукольная “Каракат” закончила кружиться и петь, Кадырали Болманов опять же не без гордости продемонстрировал ролик, показывающий второе его детище - группу “Улытау” - на выступлении, где полный стадион молодых россиян, визжа от восторга, скандировал что-то наподобие “Казахстан, молодцы!”. “До сих пор дрожь по коже от этого зрелища, - поделился эмоциями Кадырали, - все-таки публика была сплошь подростки, а мы играли настоящую этническую музыку”.
Сейчас все мысли продюсера Кадырали Болманова заняты идеей поющих кукол, но и про остальные свои проекты он не забывает.
- Кадырали, за Вашей деятельностью сложно уследить. Вы занимаетесь одновременно различными проектами, расскажите подробнее, чем Вы заняты в данное время.
- На самом деле, что бы я ни делал, это всегда касается идеологии продвижения казахской культуры и этномузыки.
Один из моих проектов - популяризация образа скромной казахской девушки. Исполнительница Каракат - образец красоты, воспитанности и таланта, и в последнее время появилось множество исполнителей, берущих с нее пример. Я думаю, это самое главное, что перенимается именно положительный пример. При правильном подходе раскрутить можно какой угодно продукт. Взять, к примеру, Бритни Спирс. У нее нет ни особых талантов, ни широкого диапазона голоса, ни яркой внешности, но этот бренд стал популярен, и у нас ее знают даже в аулах. Это технология. Шоу-бизнес - это не поддержка талантов, а реклама и продажа товара, и для того, чтобы бренд хорошо продавался, звезды готовы петь хоть голыми. Только как это влияет на культурный уровень общества?
После возникновения группы “Улытау” у нас в Казахстане сложилась тенденция развития этномузыки. До моей группы подобных коллективов в Казахстане не было, теперь же таких исполнителей более двухсот. Я это считаю результатом своей работы. Чтобы пробудить интерес современной публики к национальной музыке, которая была написана не одно столетие назад, надо создать подходящий формат.
Несколько месяцев назад мы запустили новый проект - поющие на казахском языке куклы. И нам не стыдно за свой продукт - он уникален, хорошего качества и продвигает наши идеи популяризации казахской культуры. Сейчас активно идет пропаганда изучения государственного языка, а учить язык проще с пеленок. Дети, выросшие на наших игрушках, говорящих на казахском языке, будут овладевать им в процессе игры.
У нас в обществе постоянно мусолится тема государственного языка, а эффективных путей решения нет.
Таких кукол у нас никогда не было, поэтому я подал заявку на оформление авторских прав. Идея, сочетающая в себе идеологию и бизнес, это редкая удача.
- Кстати, как продвигается история с защитой прав наших исполнителей? Последние годы вы неоднократно призывали всех отечественных артистов объединиться. Ваша организационная деятельность дала какие-нибудь серьезные результаты?
- Мы сделали так, что закон о смежных правах вступил в силу в Казахстане. Но проблема в том, что многие наши звезды неграмотны в этом вопросе и даже не всегда понимают, выгоден для них контракт, который они подписывают, или нет. Я для того, чтобы разбираться в таких вопросах, окончил юридический факультет и уверен в правильности продвигаемых идей.
Наша идея с внедрением закона о смежных правах была очень удачной, только реализовать ее на практике оказалось сложнее. Какое-то время эта тема волновала умы общества, и любой артист пытался высказать свое мнение по этому поводу. Журналисты хором начали писать, толком не разбираясь в том, что это такое. В итоге образовался еще больший бардак. Мои агенты потом ходили по кабакам, мелким кафешкам, где исполняют песни артистов, права которых мы защищаем, но добиться ответа не смогли.
Взять к примеру, моих кукол. Как я могу продвигать эту идею, если не уверен, что мои права на создание кукол, поющих на казахском языке, будут соблюдены?
Решение этой проблемы я по-прежнему вижу в объединении и согласованности. Это работа не на один год.
- Что можете рассказать нового о творчестве группы “Улытау”? В последние годы они больше работают за рубежом...
- Мы поставили перед собой цель завоевать “Грэмми”. И нам кажется, что мы идем к этому. Наша группа есть в европейском каталоге шоу-бизнеса, и ее альбомы успешно продаются в Германии. Один из законов маркетинга - это “Превосходи ожидания”. Но для того, чтобы сделать больше, чем задумано, надо приложить много усилий.
За последние десять лет в сфере нашего шоу-бизнеса промелькнула целая череда артистов, которые, вспыхнув один раз, гасли, не выдержав конкуренции или утратив творческие силы. Группа “Улытау” существует уже двенадцать лет, и силы ее только растут.
- Коллектив играет инструментальную музыку, поэтому его творчество может быть понятно публике где угодно. Не было идеи представить зарубежной публике артиста, поющего на казахском языке?
- Я считаю, что нет ничего невозможного. Это все вопрос технологии, про которую я говорил. Чтобы зарубежная публика приняла нашего артиста, его нужно для этого специально подготовить, создать имидж, стиль исполнения, просчитать все ходы и почувствовать, к чему это все может привести. Хотя бы на пять лет вперед.
- В недавно вышедшей на экраны казахстанской картине “Цугцванг” участники группы появились ненадолго, но эта сцена была очень эффектной.
- Да, мы еще писали для этого фильма саундтрек.
Вообще, что касается кинематографа, то у меня недавно родилась интересная идея. После просмотра фильма Баян Есентаевой “Коктейль для звезды” я решил снять собственную картину. Мне фильм Есентаевой очень понравился, снят качественно, увлекательно. Я же решил создать картину о собственной жизни и уже поговорил об этом с нашим казахстанским режиссером Аханом Сатаевым. Фильм будет о том, через что я прошел, о моем детстве, о том, с кем я дрался, как попал в столицу и позже в сферу шоу-бизнеса. Словом, о моем творческом пути. Конечно, в картине очень много внимания будет уделяться группе “Улытау”.
На роль меня в детстве найдем актера, а дальше уже сам... |