ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Белое облако Булата Аюханова Культура

Наталья Бойко
Народный артист Республики Казахстан Булат Аюханов представил новый балет “Белое облако Чингисхана”. Постановка по одноименной повести Чингиза Айтматова представляет собой сцену, которая, как рассказал сам Булат Газизович, по цензурным соображениям не вошла в роман “И дольше века длится день”

Вся постановка заняла одно отделение программы. Динамичный спектакль, впрочем, живописно раскрыл перед зрителем целую захватывающую историю, полную страстей. Во втором же отделении программы Академический театр танца Булата Аюханова представил различные номера - яркие, сложные хореографические постановки, которые наглядно демонстрировали состоятельность балетной труппы: хорошую подготовку, пластику, отличную хореографию и постановку, костюмы. Сам мэтр объявлял номера, рассказал о постановке “Белого облака”. Благодарные зрители не скупились на аплодисменты. После такого великолепного вечера Булат Аюханов согласился рассказать более подробно о своем балете и о том, что его на сегодняшний день волнует больше всего.
- Чингиз Торекулович Айтматов придал такой романтический настрой Чингисхану, которого принято представлять кровожадным. А я его вижу совсем в другом аспекте. Он для меня завоеватель, который объединял разрозненные племена, воевавшие между собой. Он пошел на запад завоевывать территорию, для того чтобы организовать свое большое азиатское государство.
Музыку к балету написала Мадина Иржанова. Она не балетный композитор. И мне пришлось обратиться к Аиде Исаковой, которая нам писала “Гамлета” и музыку к другим постановкам. Режиссер ТЮЗа имени Натальи Сац Султон Усмонов дал нам “взаймы” музыку из своего спектакля. У них тоже идет “Белое облако Чингисхана”. Считаю, что этот режиссер уникальный. Он поставил два полярных произведения - это и еще “Ромео и Джульетту”. И я в это же время ставил “Ромео и Джульетту” на симфоническую поэму Чайковского. У нас с этим режиссером сложился тандем. Наши артисты участвуют в их спектакле, я буду 12 декабря исполнять роль Чингисхана у них.
alt
- Почему Вы обратились к этой теме?

- Рождение этого балета было приурочено к тому, что сейчас большое внимание уделяется личности Чингисхана. И история его, конечно, перекраивается. А я считаю, что не было татаро-монгольского ига. Чингисхан шел завоевывать земли, и если ему не оказывали сопротивления, он шел дальше, набирал молодые ополчения. Тех, кто ему оказывал сопротивление, он, конечно, стирал в порошок. Налицо неоднозначное решение образа Чингисхана. Для меня он завоеватель во имя и ради. Не ради славы, а именно ради централизованности разрозненных народов и племен азиатов.
- Расскажите немного о постановке.
- В главной роли у нас сегодня впервые был Еркин Утепов - Чингисхан. Золотошвейка - Айтолкын Тургенбаева - лауреат молодежной премии, она же кавалер ордена “Парасат”. Кормилица, она же прислужница Алтун - лауреат международного конкурса народного современного танца Амина Акылбекова. Также в постановке принял участие Юрий Шакиро - наш солист, который исполняет главные партии и в “Лебедином озере”.
alt
В нашей постановке есть такой персонаж, как Вечность. Ничто не вечно, но она несет свою смысловую нагрузку - мироздания, которое властно над Чингисханом. Он ищет эликсир бессмертия, но ему отказали в этом. И вот он говорит: “Кто бы мог подумать, что все получилось, как предсказывал гадатель, или это промысел вечного неба?!”
Меня это заинтересовало даже не потому, что это танцевальная тема. Один болгарин ливанского происхождения, историк выпустил небольшую книгу. И там описывает, что Чингисхан был из аристократического рода - высокий, привлекательный, справедливый. Если применить к сегодняшнему дню устав его армии, у нас была бы идеальная евразийская армия. Он пытался изменить мир к лучшему, а не просто грабил, убивал. И балет должен рассказывать о красоте. Балет - это любовь. Чингисхану не дана любовь. Он запретил обозным женщинам вообще встречаться с мужчинами, не дай бог кого-то родит. Сотник и золотошвейка все-таки родили ребенка, когда он узнает об этом, то вешает их на горбу верблюда. После этого белое облако над ним, благословляющее его, исчезает. И идет агония. Вечность говорит: “Нет лекарства, нет эликсира, чтобы сделать тебя бессмертным. Ты смертный и жестокий. И жестокость тебя наказала”. Вот о чем балет.
Я следую канве мысли Чингиза Айтматова. А повесть очень красивая. Театрально-киношная. Там заложены зерна добра. Говорится о том, что зло никогда не помогало преобразовать мир. Надеюсь, публика это поняла.
alt
- Вы сами танцуете Чингисхана?

- У себя в балете - уже нет. Я вынужденно танцевал, потому что исполнитель этой роли уезжал в Италию. А афиша висела уже. На себя я ставить не умею. Если на вас ставлю, я что-то от вас беру, у меня есть схема. А сам я начинаю импровизировать. У меня много организационных вопросов.
- Спектакль очень динамичен и занимает всего одно отделение безо всяких лирических отступлений. Почему?
- Малый жанр всегда сложнее. Я работаю в камерном жанре. Не забывайте, что мы ездим по всему миру, по всем странам, где долго рассусоливать а-ля Тургенев или Толстой нельзя. Мы - зрелищное искусство. Для меня важны в программе яркое пятно и разнообразная программа.
“Белое облако” - это философская вещь, которая в общем-то ложится на балетный язык. Это сложно. Это уже второй вариант балета. Первый вариант балета был в 2003 году. То, что я сегодня показал, - это то, что мне на самом деле хотелось. Я изменил образ Чингисхана. Раньше он был кровожадным. Балет назывался “Огонь и страсть Чингисхана”. А Чингиз Айтматов, как я уже говорил ранее, придал романтический настрой глубоко не романтическому герою.
- А как к постановке отнеслась труппа?
- Наша труппа смело, как я, рвется к новым сюжетам, постановкам. Потому что они через музыкально-хореографическую литературу проходят какой-то университет жизни. Вот я и им говорю, и сам считаю, что жизнь и творчество находятся как бы одно в другом. Я не могу дифференцировать, например - это жизнь, а вот это творчество. Одно в другом всегда. Это дает стержень уверенности, чувства, что профессия хоть и сложная, трудная, но она дает радость нам.
 
alt
- Что же Вас сегодня волнует больше всего?

- Пенсионный возраст, который для балетных артистов - кощунственный. Не могут танцевать женщины до 58 лет, а мужчины - до 63. Это нереально. У меня умерло семнадцать человек за все время, не дожив до пенсионного возраста.
Я хочу видеть артистов до гроба уважаемыми, не просящими милостыню. Стыдно от зрителя. Мы - цивилизованное государство. Сколько я могу ходить с протянутой рукой? Я уже, как какой-то монстр. Нас всего - людей, окончивших хореографическое училище, претендующих на пенсию, осталось десятки. Я даже сказал недавно, что готов работать бесплатно. Дайте только пенсию по выслуге лет.
У меня семь-восемь человек в труппе, которые не в активе, и я не имею права их уволить. Что государство выигрывает от того, что платит им зарплату, а на сцену они не выходят? Вы понимаете? Не по-хозяйски. В Италии, во Франции молодежь уже думает о своем пожилом возрасте. Казахстанцы, конечно, народ миролюбивый, они не выйдут на улицу, на митинги, но считаться с нашей профессией, с издержками нашей недолговечной молодости надо, мы плюем против ветра, понимаете?
Мы должны думать о нашем духовном содержании, а главное - духовном будущем. Если не будет таких людей, как я, как Атабаев и иже с нами, все погибнет. Пользуйтесь, пока мы живы-здоровы. Я не антагонист, не оппозиционер, я ратую за нашу отечественную культуру. Бывая в разных странах, мне приятно, что нас уже знают, знают наше государство. Вот ради чего можно недосыпать, недоедать. Свой балет мы показываем в Атырау, потом - в Актау. Мы ездим не зарабатывать деньги - мы несем культуру.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение