|
Айгерим Бейсенбаева
Сгорбленный старик подходит к круглому зеркалу в старой раме. То, что отражает зеркало, навевает только грустные мысли. Однако, вращаясь, зеркало возвращает старика в дни его молодости. Магнитная лента времени отматывается назад, и то, что по прошествии лет казалось прекрасным прошлым, на самом деле не было таковым. Случались и грустные истории.
Французский танцор Орельен Керо совмещает на сцене элементы брейк-данса, современных танцевальных направлений и бессмертные произведения любимца французской публики певца Жака Бреля для того, чтобы рассказать зрителю печальную историю жизни и смерти
Выступление известного французского танцора Орельена Керо из труппы “Де Факто” прошло в зале Алматинского хореографического училища имени А. В. Селезнева. Концерт прошел в рамках “Осенних встреч”, организованных Французским альянсом Алматы.
Многогранный спектакль под названием “Я иду”, объединивший на одной сцене лирику французского певца бельгийского происхождения Жака Бреля, элементы брейк-данса и пантомиму, собрал такую же разнообразную публику - от любителей французской поэтической песни до поклонников театрального искусства и современной хореографии.
История, рассказанная танцором с помощью пластических движений, повествует о пожилом человеке, заново переживающем романтические приключения молодости. Скромный антураж, богатая мимика артиста, танцевальные движения - вот и все атрибуты спектакля, однако небольшое количество изобразительных средств не мешает Орельену в полной мере передать идею. Перед зрителем разворачивается местами веселая, а иногда трагическая история о поиске любви, длиною в целую жизнь, о старости и смерти.
Лирический герой Орельена предстает перед зрителями то согбенным под грузом лет, то юным и стремительным. И все благодаря древнему бессловесному искусству пантомимы. Сложно поверить, что все это один и тот же человек. Кроме того, вокруг главного героя чудным образом оживают другие персонажи - прекрасные леди из прошлого. Их очень легко представить, несмотря на то, что рядом с актером на сцене только вешалка, стул и старое зеркало.
Кроме пантомимы артист применяет и бурлеск - древний комический жанр, который в наше время преобразился и приобрел элементы шоу. Ярким представителем этого направления Орельен Керо считает Чарли Чаплина. Жанр бурлеска танцор смело сочетает с хип-хопом, придавая театральности выступлению элементами пантомимы. По словам танцора, он старается уйти от чистой иллюстративности, уделяя внимание смысловой нагрузке движений.
Элементы хип-хопа представлены в спектакле фрагментарно. И этот резкий переход от романтической лирики Жака Бреля к ломаным движениям брейк-данса позволяет внести некоторое разнообразие в размеренное повествование и дает зрителю возможность отвлечься. В этом спектакле, по словам автора, ему не удалось показать много хип-хоп-движений и акробатических элементов, так как они не сочетались с идеей.
В будущем Орельен Керо планирует подготовить спектакль с элементами хип-хопа по наследию Ницше. Кроме того, собирается организовать совместный проект с мексиканскими артистами, так как следующий год будет Годом Мексики во Франции. Сразу после выступлений в Казахстане Орельен намеревается отправиться туда, чтобы встретиться с танцорами и певцами, которые будут задействованы в спектакле.
В заключение выступления артист побеседовал с публикой, которая зачарованно наблюдала за каждым жестом танцора и не желала расходиться. Он ответил на вопросы и высказал свое мнение относительно многих вещей, начиная со смысла жизни и заканчивая творчеством французского певца Жака Бреля, и даже исполнил на бис своеобразный танец пальцев, какого никто из собравшихся еще не видел.
О брейк-дансе и о творчестве
великого Жака Бреля
- По моему мнению, такие универсальные жанры, как танец и музыка, позволяют смешивать любые направления. Что касается сочетания музыки в духе ретро Жака Бреля и хип-хопа, то вначале может показаться, что эти вещи противоречат друг другу, однако эти противоречия открывают нечто новое, гармоничное, и это всегда удивляет публику.
На самом деле я прослеживаю параллели между творчеством великого Бреля и современным танцем. Для меня он не только певец, но и непревзойденный танцор. Многим нравится, как вел себя на сцене Брель, как двигался, и сравнивали его движения с пламенем свечи. Я всегда ставил в один ряд его поэтический и музыкальный таланты с тем, как он танцует.
Основные темы, которые я поднимаю на сцене посредством танца с самого начала своей карьеры, - это любовь, старение и смерть. Наверное, поэтому творчество Жака Бреля так подходит для выражения моих хореографических идей - эти темы присутствуют в его песнях.
О технике танца и высокой идее
- Я десять лет занимался современным танцем в стиле хип-хоп, а после этого освоил и некоторые другие направления. Для танцора самое важное - всегда держать себя в хорошей физической форме. Артист должен быть щедр по отношению к зрителю, поэтому сил нужно много. Иногда это действительно очень тяжело - выкладываться так на сцене, но это давно стало частью моей жизни, и от этих нагрузок я получаю своеобразное наслаждение.
С технической точки зрения танцу я уделяю меньше внимания, так как много времени уходит на размышления и смысловую составляющую.
Любой спектакль для меня - это острая необходимость высказать зрителям какую-то идею, которая не дает покоя. В какой-то мере это нужно больше мне, чем зрителю.
О лирическом герое
- Я надеюсь, зритель смог прочесть и прочувствовать историю моего лирического героя вместе со мной.
Это история пожилого человека, который однажды возвращается домой и начинает вспоминать все романтические любовные истории, которые с ним случались за всю его долгую жизнь. Зачастую конец был печальный, и воспоминания заставляют героя переживать это заново. Выстрадав все истории заново, старик неимоверно устает, но благодаря этому он может попрощаться с грузом прошлого и уйти.
Каждая песня - это отдельная история, в которой герой встречает прекрасную женщину и влюбляется в нее. Первая любовь сменяется случайными знакомствами, чередой встреч и разлук, глубокими отношениями, провалами.
К примеру, одна из песен Жака Бреля Ne me quitte pas рассказывает не о любовной истории, а о надежде человека на эту любовь и о том, как много готов сделать мужчина ради любимой. Почти все движения во время этой композиции происходят на полу, герой не может подняться с земли, он устал от страданий.
Конечно, это всего лишь моя история и мне будет гораздо приятнее, если зритель во время выступления вспомнит собственные любовные переживания. Творчество должно вызывать такие чувства. |