|
Айгерим Бейсенбаева
Осенние встречи, устраиваемые каждый год Французским альянсом, сулят множество интересных знакомств. Музыканты, хореографы, авторы, художники и даже диджеи охотно приезжают в Казахстан, чтобы поразить красотой французского языка и тамошней культуры отечественную восприимчивую публику.
В Алматы французский культурный марафон в этот раз начался зажигательным выступлением парижского коллектива Karpatt в одном из баров города. Направление, которое представили музыканты, именуется джаз-мануш, то есть цыганский джаз
Дух современной Франции, воплощаемый на камерной сцене бара музыкантами группы Karpatt, пленил собравшихся яркими латинскими ритмами и мощной партией контрабаса. В самом начале выступления, разорвав все шаблоны, касающиеся французского шансона, участники раскрывали все новые музыкальные и артистические таланты, заражая плотно спрессованную теснотой зала публику вирусом бесшабашного веселья.
“Мы - люди настроения, поэтому можем играть час и два, а можем три, рамок концерта не задаем”, - примерно такой позиции придерживаются музыканты, которые играли, пока игралось, а потом еще долго не могли уйти со сцены, удерживаемые ненасытными зрителями.
Пообщаться с музыкантами удалось только после выступления. Несмотря на полночный час и зажигательный трехчасовой концерт, участники Karpatt были полны энергии, непосредственного веселья и желания общаться с новоиспеченными поклонниками. Возможно, потому что часы самих музыкантов показывали всего седьмой час вечера. В тесной гримерке, треть которой занимал внушительный контрабас, музыкант группы Karpatt Фред Ролла рассказал о творчестве коллектива, путешествиях, музыкальных предпочтениях и идеальной площадке для выступлений. В этом ему время от времени помогал участник группы Гаэтан Лера.
Карпаты, к слову, не располагаются на территории Франции, да и музыканты утверждают, что при подборе этого названия вовсе не имели в виду европейскую горную систему. Но вопросы географии и, в частности, этнографии близки музыкантам. По словам участников коллектива, путешествуя с выступлениями по разным городам, они ищут свои корни.
Правда, в Карпатах до сих пор не побывали...
- Ваша музыка - жгучая смесь разных направлений. Как бы вы сами охарактеризовали ее?
- Мы предпочитаем брать всего понемногу. Цыганская румба, цыганский джаз... все наши творения, по сути, песни-метисы. Мы очень любим путешествовать и впитывать атмосферу и ритмы местности, в которой побывали. Делимся с аудиторией своей музыкой, а люди дарят нам взамен свою. Непрерывный процесс обмена. Получается музыка свободы и разнообразия.
При подготовке выступлений мы часто только задумываем, что будем играть, а дальше начинается импровизация.
Кстати, песню на русском языке на этом выступлении мы подготовили заранее.
- Пару лет назад к нам приезжал французский коллектив “Эль Гафла”, сочетающий в своем творчестве французский шансон и арабские ритмы. Тоже необычное сочетание. Насколько такие смеси отражают облик современного Парижа?
- Музыка - это отражение общества. А современное общество Франции отличается богатством различных культур. Когда-то республика открыла свои двери для других народов, и это изменило ее духовный облик. На наш взгляд, взаимообмен обогащает культуру.
- Как вы объединились в группу Karpatt?
- У нас у всех был разный путь и различное образование. К примеру, Люк, барабанщик, всю жизнь прожил в Париже и получил музыкальное образование. До Karpatt он был занят в других проектах. Гаэтан учился музыке только в детстве, а до прихода к нам играл рок и блюз. У Эрве, контрабасиста, самое полное классическое музыкальное образование в школе джаза. Я же окончил консерваторию.
- В Интернете я видела ваш клип, в котором выступление было дополнено женским вокалом. Как часто вы выступаете с другими музыкантами? С кем из известных исполнителей довелось посотрудничать?
- Как мы уже сказали, мы привыкли не только делиться своей музыкой, но и брать вдохновение взамен. Одной из целей наших гастролей является поиск интересного сотрудничества. Естественно, мы с большой охотой выступаем совместно с другими музыкантами. Нам все интересно. Что касается имен, то самым плодотворным для нас стало сотрудничество с Mano Solo.
- Во время своих многочисленных гастролей вы все инструменты возите с собой? Конечно, меня интересует, в первую очередь, привезли вы с собой этот контрабас или это местный? Имеет ли для вас значение, на чем играть?
- Контрабас местный. Самый уникальный и универсальный инструмент для нас - это гитара. На ней можно играть какую угодно музыку и на каком угодно уровне - это будет звучать хорошо. Любой подросток может в своей комнате при небольшом умении сыграть “Битлз” или “U2”.
- Вы объездили с выступлениями множество стран. Где вас встречали теплее всего?
- Мы повидали разную публику. Где-то она хорошо воспринимала наше творчество, где-то - не очень. Это зависит и от нас - иногда нам самим удается хорошо выступить, а иногда мы бываем не в форме. Во Франции мы играли везде, практически во всех городах, и сейчас мы знаем, что по приезде в какой-нибудь из этих городов нас ожидает теплый прием, так как часть публики нас уже знает. Для них мы уже подготовили нечто новое, чтобы знакомить их с нашей музыкой дальше. При этом знакомимся сами с новой аудиторией. Открываем ее для себя. Для нас самое важное - видеть реакцию публики, которая еще не знакома с нашими песнями.
Если взять, к примеру, алматинскую публику, то она нас никогда до этого не слышала. Мы сегодня просто показали зрителям, что такое Karpatt. Все было довольно позитивно, и нам в большей мере понравилась энергия слушателей, желание узнавать что-то новое. Публика здесь нам напомнила зрителей из Украины. Реакция там была примерно такая же. Возможно, причиной этой похожести является общая история и закрытый доступ к культуре других народов, существовавший какое-то время. Во Франции у нас не всегда бывает такой успех.
Две трети зала здесь не понимали, о чем мы поем, не понимали слов, но все равно встречали каждую песню тепло. У вас очень открытая публика. |