Мария Жумагулова
Казахстанская художница Ирина Сергеева приняла участие в выставке “Современный реализм: раздвигая рамки традиций”, организованной Российской академией искусств в Москве
Ирина, несмотря на свой относительно небольшой творческий стаж, не в первый раз выставляется в столице России. Не прошло и двух лет после ее участия в художественной выставке на площадке московского Дома национальностей, как открылась новая возможность.
Выставка на заявленную тему в выставочном зале Российской академии искусств - это своего рода альтернативное высказывание группы художников на порой агрессивные выпады концептуального искусства, категорически отрицающего право на существование реалистического направления, как потерявшего актуальность и невостребованного сегодня, в век высоких инновационных технологий.
Истина, вероятно, где-то посередине. Ведь и современное искусство контемпорари-арт можно много в чем упрекнуть, хотя бы в том, что серьезные задачи искусства просто переводятся в разряд бездумных шоу. Дело скорее не в выбранном направлении, а в посылах авторов и в способах их разрешения.
Целью выставки явилось представить оригинальные произведения как молодого поколения реалистов, так и уже заявивших о себе художников-реалистов и наследников этого жанра. То есть здесь мало показать, как возможно использовать богатейшее наследство реалистической школы живописи, но и искать свои пути, стремясь переосмыслить традиции и найти новые ходы и решения в соответствии с динамикой современной жизни. Любопытно, что все эти противостояния и споры также имеют место быть у нас на художественной площадке Казахстана - настолько мы до сих пор завязаны узами не так давно общей идеологии и общими мировоззренческими и профессиональными проблемами.
По мнению Ирины, реализм требует от художника настоящего мастерства. На самом деле добиться визуального сходства с натурой посильно не каждому. И академическая школа никому еще не помешала. Но как добиться оригинальности изложения при использовании узнаваемых всеми образов?
“Здесь уже не спрячешься за высокими идеями и пресловутым “я так вижу”, - рассуждает Ирина. И посему ей было важно определить для себя, насколько верно она идет в этом направлении, сориентироваться в дальнейшей перспективности своих поисков.
Представленные Ириной портреты и натюрморты вполне вписались в формат проекта. А ее работа “Девушка из Ипанемы” с использованием обнаженной модели произвела неожиданный резонанс среди публики. Более того, участие Ирины в Международном проекте “АртПревью” на тему “Театр и музыка” увенчалось успехом: среди 800 участников были отмечены 11, в том числе ее работа “Портрет Стив Ваия”, которая до сих пор экспонируется в престижном ресторане “Горки” на Тверской, в самом центре Москвы.
Да и в последних своих произведениях она работает в уже совершенно другой манере. Ирина с каждым разом приобретает новый опыт, что стимулирует ее к новым идеям и поискам. А присутствие на одной площадке с именитыми мастерами обязывает ее к постоянному повышению планки мастерства. |