|
Эка Торадзе
Любое мое путешествие богато на встречи. Длинная дорога щедро одаривает неожиданными подарками - знакомствами с интересными людьми.
На этот раз необычайно теплая для осени Москва свела с внуками легендарной певицы Куляш Байсеитовой, которые успешно продолжают артистическую династию
Блистательная казахская певица Куляш Байсеитова - основоположник казахского оперного искусства.
Всестороннему раскрытию таланта Байсеитовой способствовала учеба в музыкально-драматической студии, созданной при Казахском театре драмы. Успех к певице пришел с первой же постановкой музыкальной комедии “Айман - Шолпан”, где она выступила в роли главной героини.
Именно эта легендарная личность, впервые исполнив народные песни и кюи в обработке Е.Брусиловского в первой казахской опере “Кыз Жибек”, покорила Москву в дни Декады казахского искусства в 1936 году.
“Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, до такой степени индивидуален и своеобразен ее высокий, легкий и прозрачный голос... Серебристый тембр... действительно напоминает пение птицы, и Куляш Байсеитова заслуженно, без малейшей натяжки и преувеличения получила звание “казахского соловья”, - писала выдающаяся русская певица, народная артистка СССР, солистка Большого театра СССР В. Барсова.
Обладательница высокого колоратурного сопрано - органичный синтез традиций русской вокальной школы и национального пения, - она в 24 года получила звание народной артистки СССР.
Продолжатели громкой фамилии не ударили в грязь лицом.
|
Успешное трио: Тимур, Джана, Азамат |
Внуки Куляш Байсеитовой от Гульжан и Алдана Байсеитовых (Алдан - сын Канабека Байсеитова. - Прим. авт.) переехали в Москву, чтобы продолжить обучение в первопрестольной.
Старший и средний сыновья Тимур и Азамат поступили в Московскую государственную академию хореографии при Большом театре. Успешно закончили, получили московский диплом.
И... вернулись в Казахстан.
Тимур по распределению попал в театр “Кремлевский балет” под руководством Андрея Петрова, где проработал два года.
С успехом гастролировал по всему миру, показывая свое искусство. А в этом году женился. (Его супруга родилась в Москве. Закончила МГИМО с отличием.) В прошлом году молодая семья Байсеитовых вернулась на историческую родину, в столицу Казахстана - Астану.
Тимур идет по артистической стезе, продолжая работать в астанинском театре оперы и балета имени Куляш Байсеитовой.
Второй сын, Азамат Байсеитов, тоже артист балета. После окончания балетного училища объездил полмира. Полгода успешно стажировался в Америке, несколько месяцев работал в Лондоне. Но его также, как и брата, всегда тянуло на родину. Состоявшись как творческая личность в златоглавой, доказав свое призвание в беспристрастной московской академической сфере, он принял решение вернуться, но в южную столицу.
Хотя он долгое время прожил в России, в душе остался патриотом своей страны, поступил в Театр оперы и балета имени Абая.
Самая младшая - обаятельная Джана, закончила центральную музыкальную школу при Консерватории имени Чайковского по классу фортепиано. Ныне продолжает учебу на 2-м курсе по специальности “фортепиано” в Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф.Шопена у блестящего педагога Сергея Главадских, ассистента заслуженной артистки России В. Горностаевой.
После учебы Джана тоже планирует вернуться на родину, чтобы продолжить творческую успешную династию и достойно нести звездную фамилию.
|
Досье “НП”
Куляш Байсеитова - народная артистка СССР, исполнительница музыкально-драматических спектаклей, первая казахская профессиональная оперная и первая концертная певица республики, дважды лауреат Государственной премии СССР (1948, 1949), депутат Верховного Совета КазССР, член Комитета по присуждению государственных премий, организатор и бессменный руководитель Казахского театрального общества, участвовала в работе II Всемирного конгресса сторонников мира.
Исполняла партии Жибек в опере “Кыз-Жибек” Е.Брусиловского, Хадиши в опере “Жалбыр” Е.Брусиловского, Чио-Чио-Сан в одноименной опере Дж.Пуччини, Акжунус в опере “Ер-Таргын” Е.Брусиловского, Зере в опере “Бекет” А.Зильбера, Тамары в опере “Демон” А.Рубинштейна, Нергиз в опере “Нергиз” М.Магомаева, Маро в “Даиси” З.Палиашвили, Ажар в опере “Абай” А.Жубанова и Л.Хамиди, Татьяны в опере “Евгений Онегин” П.И.Чайковского, Сары в опере “Биржан и Сара” М.Тулебаева, Алтынчеч в опере “Алтынчеч” Н.Жиганова, Агафьи Тихоновны в “Женитьбе” Гоголя, Зейнеп в “Шахте” Ж.Шанина, Зауре в “Зауре” К.Байсеитова - Ж.Шанина, Енлик в “Енлик - Кебек” М.Ауэзова.
Ее именем названы: Национальный театр оперы и балета Казахстана в Астане, одна из улиц Алматы и одна из специальных музыкальных школ республики. Ежегодно в Казахстане проводится конкурс вокалистов имени К.Байсеитовой.
Также выпущен диск, основанный на архивных записях Государственного центрального архива кинофотодокументов РК и Казахского радио, в который вошли произведения, дающие представления о многогранном таланте Куляш, как исполнительнице драматических спектаклей.
В фондах Государственного музея Республики Казахстан хранится домбра, принадлежавшая Куляш. Удивительно легкий и красивый инструмент был подарен артистке в знак признания ее великого таланта.
Куляш Байсеитова скончалась в Москве 6 июня 1957 года (похоронена в Алма-Ате). |