|
Василина Воркова
Опера - царица театрального искусства, и путь от идеи до воплощения в жизнь требует огромных затрат сил, как творческих, так и материальных. Ляйлим Имангазина - режиссер Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, лауреат премии “Тарлан” - не понаслышке знает, насколько сложен процесс создания оперы и какие проблемы актуальны для театральных деятелей на сегодняшний день
- Зрители видят оперу на сцене как готовый продукт. Расскажите, насколько трудна работа над ее постановкой?
- Опера - это синтетический, особый жанр, где сливаются все виды искусства. И для того чтобы собрать такую огромную махину, все виды искусства и каждый в отдельности делают свою работу. Это огромный конвейер. Живопись, сценография, костюмы, декорации, грим - все это продумывается задолго.
Подготовка к спектаклю - это настоящий бесконечный марафон: репетиции, репетиции, репетиции... для того чтобы получить хоть какой-то результат. В данном случае штурмом ничего не берется. Для того чтобы участвовать в этом марафоне, нужны силы и профессиональное соответствие.
У нас огромная армия людей, которые остаются за кулисами. Постановщик с художником работают над эскизами, потом разрабатывается технология, как это исполнить, как ввести все это в производство. Параллельно разучиваются партии. Это огромная работа концертмейстеров - тех людей, которых зритель не видит, а труд их невозможно недооценить, потому что певец выходит с абсолютно готовой, казалось бы, партией, он все знает, он получает все дивиденды в виде аплодисментов, признаний, интервью, цветов и так далее. Но за ним стоит такой незаметный человек, как концертмейстер, который буквально за ручку вводит его в музыкальный материал, разучивает с ним клавир и уже потом подводит его к работе с дирижером.
Когда все музыкальные партии уже готовы, все разучено, тогда начинаются сценические репетиции. Но к сценическим репетициям режиссер подходит тоже с большой предварительной работой, с подготовкой. До сценических репетиций это работа с художником, с дирижером.
Для того чтобы спектакль состоялся, должна быть очень мощная, хорошо слаженная постановочная команда, в которой работают режиссер, дирижер, художник-постановщик, балетмейстер, хормейстер, то есть руководители процесса разных “цехов”. И для того чтобы все работало в одном ансамбле, режиссер должен очень четко знать, чего хочет, у него должна быть четкая концепция и решение спектакля, он должен вести к цели всю большую команду за собой, чтобы все не расползалось, как лебедь, рак и щука, в разные стороны. И тогда действительно получается спектакль.
В результате кажется, что все легко, когда все начинает работать в одной системе знаков, в одной драматургической линии, не выбивается из общей системы хореография или постановочное решение. И чаще всего такие спектакли остаются в репертуаре, а те, в которых нет этой слаженности, начинают понемногу разваливаться, раздражать зрителя и не приживаются.
- Как Вы можете объяснить проблему перехода наших артистов в зарубежные театры?
- Такая ситуация действительно существует, и истоков проблемы очень много. Я думаю, что уезжают лучшие, к сожалению. За последние годы сложилось мнение, что наши лучшие солисты уезжают за лучшими гонорарами - это одна из причин. На самом деле одни уезжают из-за расширения своего репертуара, потому что солисту всегда интересно поработать с другой труппой, в другой стране и с другим репертуаром, с разными направлениями. Солисты могут уезжать из-за того, что век их не очень долог и, пока они молоды, им хочется попробовать свои возможности, и никто не имеет права осуждать их за это.
Но есть очень серьезные причины: солисты не задерживаются здесь, потому что не видят своей перспективы. Пора уже задуматься не о тех, кто уезжает, а о тех, кто работает здесь, на своей родине. Существует проблема тех артистов, кто не остается в профессии вообще. Они остаются в стране, но уходят из профессии, потому что профессия на самом деле малооплачиваемая. Немаловажны бытовые условия артиста, который выходит на сцену. Быт, зарплата должны соответствовать профессии, моральным и физическим силам, которые он реализует. Они не хотят разменивать себя на то, чтобы зарабатывать на жизнь на тусовках, приемах, мероприятиях.
Артист балета, который с 10 часов должен стоять у станка и держать себя в форме, держать себя в классическом репертуаре, не может позволить себе подрабатывать на различного рода мероприятиях. То же самое - солистка оперы должна быть привлекательной. Но для того чтобы выглядеть хорошо, она должна хорошо одеваться, хорошо питаться, ухаживать за собой. Одно дело, если она утром поет репетицию Верди, Пуччини или Доницетти, а вечером должна спеть на каком-нибудь мероприятии какую-нибудь песенку. Человек изнашивается психически, морально, физически, потому что это огромная нагрузка.
Пение в оперном театре совсем не то, что петь под фонограмму или трехминутную песню в диапазоне в одну октаву с микрофоном, нужно петь живьем двух-, трехчасовой спектакль, причем “пробить” голосом оркестр в сложнейшей опере.
Почему же так соблазнительна опера для певцов? Думаю, потому, что опера, как никакой другой вид искусства, требует полной самоотдачи. В процессе участвует не только голос, но и все тело, душа, сердце, интеллект.
И тот, кого Бог наградил всем этим и кто может этим даром пользоваться с умной головой, добивается признанья.
- Расскажите, над чем Вы сейчас работаете? Планируете ли создать новый проект?
- Я не могу с уверенностью сказать, что я буду ставить в следующем году. Обычно у меня были очень точные планы. Я знала за год вперед, что у меня в следующем году определенная постановка - “Богема” или “Тоска”. Сейчас я не знаю, потому что у нас нет четкого финансирования на постановку. Я могу только надеяться, что слияние звезд над нами позволит родиться новому проекту, чтобы объединились люди, которые готовы создать этот проект, и нашлись люди, которые готовы его спонсировать. Сейчас у нас все непонятно, все неустойчиво. На будущее очень трудно гадать.
После “Томирис” я поняла, что сейчас действительно есть интерес к чему-то своему, новому. Есть планы написать музыкальную сказку для детей на сюжеты казахских сказок. Надеюсь, это будет веселая, интересная сказка. Мы часто сетуем на то, что наши дети растут на американских мультиках. Так нужно им предоставить что-то взамен, и не хуже, а даже лучше, а это не просто.
Конечно, хотелось бы, чтобы свои композиторы создавали свои яркие самобытные произведения, но пока я не слышу о таких новых ярких именах. Не знаю, в чем дело, возможно, это материально им не выгодно.
- На что-то кроме творчества время остается? Может быть, у Вас есть хобби?
- Моя жизнь насыщена такими разными событиями, я общаюсь с такими разными людьми и не отделяю личную жизнь от творческой. Вся жизнь проходит в каком-то калейдоскопе, в такой многокрасочной радуге, что я не могу выделить один спектр. Я не знаю, где хобби, а где профессия. Это такой круглосуточный процесс. Может быть, просмотр кино - мое хобби, потому что я обожаю фильмы, скупаю все подряд, смотрю все подряд, хорошее и не очень.
А еще в моей жизни есть человечек, с которым мне интересно познавать мир. Это мой сын Алдияр. И в те моменты, когда я не погружаюсь с головой в оперу, я рядом с ним. Это здорово, что он может осуществлять мои мечты. Возможно, благодаря ему я наконец-то научусь кататься на роликах. Ему десять лет и он готов вместе со мной осуществить другую мою мечту - путешествие по разным странам.
- Как бы Вы продолжили фразу “Режиссер - это...”?
- Режиссер - это генератор идей, реализатор цели и аккумулятор чувств. |