|
Эльмира Толеуханова
В рамках 75-летия Государственного театра кукол в Алматы впервые прошел Международный фестиваль традиционного кукольного искусства “Ортеке-2010”
В этом году казахская сказка “Канбак шал” в постановке Государственного театра кукол завоевала Гран-при на Всемирном фестивале кукольного искусства. О впечатляющем успехе коллектива на научно-практической конференции “Традиционное кукольное искусство Евразии: история и перспективы”, на которую съехались культурологи, этнографы, искусствоведы, историки со всех регионов Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана и Чехии, рассказал директор Государственного театра кукол Мадениет Юсупов. В работе конференции и в самом фестивале “Ортеке-2010” принял участие и директор Международной кукольной ассоциации Род Петровик, который узнал об истории ортеке: от момента рождения до наших дней, взаимоотношениях традиционного народного жанра и человека (мастера-кукольника, музыканта, зрителя).
...Когда творческий коллектив Государственного театра кукол во главе со своим руководителем Мадениетом Юсуповым задумал сделать фестиваль традиционного кукольного искусства подлинно международным, никто и не подозревал, насколько успешно будет реализована эта идея. Театральные критики и журналисты не замедлили отметить высокий уровень приглашенных авторов и исполнителей. И, как заметили коллеги из различных СМИ, “международное участие в фестивале “Ортеке” хорошо как раз тем, что оно происходит не ради флагов”.
На самом деле каждый участник, по сути, внес свою изюминку в фестивальную программу. Запомнился зрителям, например, участник Жаркын Шакарим, который представил классического ортеке. Это гибкая деревянная фигурка горного козла, установленная на дауылпазе (барабане) и прикрепленная ниткой к пальцам артиста, играющего на домбре. Любопытно, что темп движения задает домбрист, который сам одновременно обыгрывает все действия. В этом и заключается яркая национальная самобытность. У Жаркына получилось очень живое представление. Кстати, на театральной карте Казахстана профессиональный театр кукол появился в 1935 году. Но накануне этого события, 12 декабря 1934 года, в “Казахстанской правде” была опубликована статья композитора Ахмета Жубанова под заголовком “Ортеке - казахский национальный театр кукол”. В материале описывалась кукла, а на снимке был первый исполнитель ортеке - кюйши Науша.
Многие критики существование кукольных театров в современном мире объясняют желанием зрителя наблюдать за куклами, верить в то, что они живут своей, не зависящей от человека жизнью. И дело даже не в том, что многим хочется вернуться в детство во время кукольного представления (наоборот, часто кукольные спектакли нацелены на взрослую аудиторию и посвящены исключительно серьезным темам), а в том, что в каждой кукле-марионетке чувствуется какая-то загадка. Когда специалисты говорят “игровая кукла”, они имеют в виду любой предмет, так или иначе используемый человеком. Неважно, что это - мяч или профессионально выполненный ортеке, важно, какую роль играет этот предмет. Отношения куклы и артиста - самая, пожалуй, увлекательная и загадочная часть кукольной жизни. То, что артист управляет куклой-марионеткой, не вызывает ни у кого сомнений. Но, как бы велико ни было мастерство актера, управляет ли он кукольной душой? Ответ на этот вопрос найти так же сложно, как и понять, кто в дуэте - человек или кукла - зависит от партнера в большей степени.
До сих пор неизвестно точно, как и когда появилась идея кукольного театра и кто показал первый в истории кукольный спектакль.
Изначально кукольный театр был народным зрелищем. Вспомним хотя бы ярмарки на Руси, которые не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. В других странах тоже были свои народные герои: итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, чешский Кашпарек, а у казахов - Ортеке.
Акимат Алматы и департамент культуры всесторонне поддержали идею театральных деятелей организовать мероприятие такого масштаба, поскольку данный фестиваль способствует возрождению исчезающего древнего народного жанра кукольного искусства путем привлечения внимания общественности, профессионалов и зрителей любых возрастов.
Сегодня существует много театральных фестивалей, в которых принимают участие наши кукольники, но такой фестиваль проходит впервые.
Главная задача фестиваля - показать зрителям, молодым артистам, будущим кукольникам, как разнообразен и уникален мир казахского кукольного искусства. Ведь основа древнего жанра казахского кукольного искусства - ортеке. Без преувеличения: организаторы фестиваля обрадовали многих алматинских зрителей невероятно искрометными представлениями. Трудно передать, что происходило на сцене Государственного кукольного театра. Помимо национальных кукол взорам зрителей предстали фигурки казаков, восточных красавиц, музыкантов группы Beatles и... Майкл Джексон. Последний вообще вызвал своим зажигательным танцем бурю аплодисментов и восторг. Удивительнейшие сценические превращения сопровождались диалогами и комментариями. Отточенная техника, динамичность и удивительная цельность происходящего на сцене подчеркивали всю логичность жанра, а точнее, синтез нескольких жанров - музыки, танца, ударных инструментов и кукол-марионеток на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков. Именно такой художественный синтез неповторим и, согласитесь, очень современен. Вообще современный кукольный театр - синтетический жанр, и, кстати, этой тенденции много лет.
За 75 лет на сцене старейшего театра кукол в республике появились куклы всех видов: от простых тростевых до сложнейших марионеток. Театр вырастил и воспитал несколько поколений талантливых актеров, мастеров-кукольников, режиссеров, художников, многие из которых десятки лет преданы театру - кукольному искусству. В текущем репертуаре театра 18 спектаклей, которые идут на казахском и русском языках.
Основой репертуара до сих пор является сказка - народная и литературная, восточная и зарубежная. Ортеке исполняется параллельно с кюем, а кюй - это целая драматургия. Любопытно: в роли Ортеке может выступать не только козленок, но и тулпар или какое-то другое животное - все, что может играть на “постаменте”. Словом, национальные традиции глубоки и богаты, и пока мы видим лишь некоторые их элементы.
“К сожалению, этот уникальный жанр традиционного искусства не получает должного развития и популяризации в Казахстане. Он используется редко, профессионально не развивается, а мастера уходят, унося с собой секреты мастрества. Поэтому мы решили организовать этот фестиваль”, - сказал директор Государственного театра кукол Мадениет Юсупов. Однако желание возродить традиции есть, причем огромное. Это показал фестиваль. |