|
Айгерим Бейсенбаева
Организация Our Heritage планирует возродить традиционное казахское ковроткачество.
Руководитель организации Айжан Беккулова объявила о получении гранта Посольского фонда сохранения культурного наследия в размере 47 тысяч долларов США. Грант призван поддержать проект по восстановлению традиций ковроткачества в южных регионах Казахстана
Ковры номадов XVIII века считаются одними из самых дорогих в мире. Изделия ткались очень плотными и в крайне короткие сроки - за время от кочевки до кочевки. Степные жители не имели возможности ткать ковер продолжительное время, как другие оседлые народы.
Ценность ковров была высокой благодаря их качеству и оригинальному оформлению. Ковры номадов были самобытны, архаичны и эксклюзивны, так как казахские мастерицы никогда не ткали ковров на продажу, а только для домашнего использования. Потому каждый ковер был настоящим произведением искусства и штучным экземпляром.
Девушка, вышедшая замуж и уехавшая далеко от дома, за первый год пребывания на чужбине должна была соткать ковер и передать его своим родителям. В орнаменте ковра зашифровывались ее мысли, чаяния, эмоции. Это был настоящий тканый рассказ о прожитом времени и о надеждах на будущее. Многие образцы традиционного орнамента на данный момент безвозвратно потеряны. Сегодня в узорах казахских ковров можно встретить европейские цветы и другие не национальные образцы орнамента.
Казахстанская неправительственная организация Our Heritage (“Наше наследие”) была организована в 2003 году, и за это время ею было проведено более 25 семинаров и тренингов по возрождению и поддержанию традиций прикладного искусства для ремесленников Казахстана. Деятельность фонда распространяется, по большей части, на областные центры страны - Шымкент, Актобе, Актау, Караганду и другие города, охватывая практически все регионы Казахстана. Тренинги проводились по традиционным видам ремесленничества, таким как работа с войлоком, деревом, традиционной вышивки бiз кесте и другим техникам.
В 2007 году фонд, осознавая необходимость возрождения ковроткачества, провел небольшой тренинг в Шымкенте. Этот вид ремесленничества традиционен в данном регионе. Тогда внимание было уделено молодым ремесленникам. Тренинг вдохновил людей, но не дал ощутимых результатов в силу небольшого масштаба проведения.
Новый проект организации направлен не только на сохранение национальной техники ткачества, но и на обучение мастеров навыкам маркетинга.
В рамках проекта планируется провести три тренинга по десять дней. Первоначально количество в группах не превышало 15 человек, но, предположительно, группы будут расширены в связи с интересом к тренингу людей из других регионов.
Самая главная статья расходов, по словам руководителя проекта Айжан Беккуловой, это изготовление станков, приобретение оборудования и инструментов. Так как долгое время ковры не ткались, не изготавливалось и оборудование для их создания, потому станки будут закупаться в Туркмении.
Кроме того, последние сто лет при с
оздании ковров использовались синтетические краски (например, анилин). Применение синтетического крашения облегчило труд многих мастериц, но у анилина есть свои отрицательные стороны. Он достаточно быстро выгорает, а первоначальный вид ковра слишком яркий. Участники проекта планируют вернуть натуральное крашение, так как цвета при использовании натуральных красителей со временем обретают большее благородство.
Выбор региона, в котором будет осуществляться этот проект, не случаен. Именно в Южном Казахстане самое большое количество безработных женщин. После 30 лет женщины остаются за бортом, их не принимают на работу в силу их обремененности детьми и хозяйством. Этот проект даст возможность женщинам работать на дому.
- Ковроткачество в стране умирает, - констатирует автор проекта Айжан Беккулова. - Это очень тяжелый, трудоемкий вид ремесленничества.
В 1995 году во время проведения первых ярмарок наблюдалась такая ситуация - иностранные покупатели вывозили из страны по пятьдесят ковров в год. И практически весь фонд ковровых изделий был вывезен за рубеж. Остались только единичные образцы уникального казахского ковроткачества, а новые изделия создаются по измененным технологиям. Мы должны возродить техники традиционного ковроткачества. В этом нам поможет Шымкентский краеведческий музей. При создании наших ковров мы возьмем за основу образцы из хранилища.
Казахстанские мастера со временем потеряли навыки, шерсть часто заменяется хлопком. Новые ковры проигрывают в качестве. Меняется дизайн ковров - национальные мотивы перемежаются с русскими самоварами или каким-нибудь геометрическим узором. Советский период также нашел отражение в ковроткачестве - в 40-е и 50-е годы такие ковры были настоящим символом достатка. Это было веяние времени, но сейчас мы можем возродить свои исконные традиции прикладного искусства. В первую очередь мы хотели бы возродить ворсовое ковроткачество, поэтому делаем упор на эту технику.
Моя мечта - представить уникальные по изготовлению произведения казахстанских мастеров ковроткачества на Международной ярмарке в Санта-Фе, на самом престижном рынке мира.
Досье “НП”
Посольский фонд сохранения культурного наследия был учрежден Конгрессом США в 2001 году. Им было поддержано 640 проектов более чем в 100 странах на общую сумму 26 миллионов долларов. Фонд поддерживает широкий спектр проектов, включая восстановление исторических зданий, оценку и консервацию музейных коллекций, сохранение мест археологических раскопок, документирование исчезающих традиционных ремесел, сохранность архивов и рукописей, документирование языков, находящихся под угрозой исчезновения.
С 2005-го по 2008 год посольский фонд сохранения культурного наследия поддержал три успешных казахстанских проекта - восстановление и консервацию казахстанских фильмов, хранящихся в Центральном государственном архиве в Алматы. 28 тысяч долларов США выделено Казахскому государственному архиву кинофотодокументов. Такая же сумма была выделена Казахскому научно-исследовательскому институту номадов.
Кроме того, грант на сохранение аудиозаписей казахской музыки, сделанных в ХХ веке, был выделен Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. |