|
Казалось, что эпистолярный жанр исчерпал себя. Но нет. Он укрылся в виртуальной жизни, немного обесцененный одинаковым почерком-клавиатурой, но по-прежнему наполненный искренними сердечными переживаниями.
Обычный виртуальный серфинг. Пара банальных фраз.
Так они познакомились. Через тени пустых фраз, сказанных вскользь, вдруг проступила личная привязанность. Постепенно от милых улыбок, шутливых фраз роман в письмах перерос в настоящее чувство.
Они переписывались несколько лет, но так и не встретились - пережили еще одну параллельную жизнь. Жизнь в любви.
(Публикуется фрагмент переписки с личного разрешения авторов)
* * *
Доброе утро, Ануар!
Ты пришел раньше меня, поэтому получай утренние поцелуи.
Нежные, воздушные, легкие, волнующие, скользящие - как я в твоей жизни.
Знаешь, после человека с нежными глазами, чье лицо хотелось целовать долгими и нежными прикосновениями, я была опустошена.
Казалось, что больше я в такие игры не играю. И аскетизм - мой трон и моя голгофа одновременно, хотя мое солнце еще не достигло зенита.
Ты неожиданно появился в моей жизни, как проявляются фантомы прежних предметов в старой комнате, наполненной новым интерьером.
Так я соскользнула в твою жизнь. Незаметно.
Удачного тебе дня!
Латифа - человек, который тебя никогда не увидит....
* * *
Привет, свет мой Латифа!
Мне тяжелее всего дается общение по мейлу. Я не мастер писать письма, и живое общение для меня не может быть заменено ничем.
Родной мой человечек!
Есть люди, общаясь с которыми мы стараемся найти в их словах ответы на наши вопросы. Эти люди - проводники в мир разума.
Есть люди, которые вроде ни о чем не говорят, но только мы знаем, что они не такие, как мы все. Но покой и свет, который дарят нам они своей жизнью и поступками, вдохновляют нас двигаться вперед. Эти люди - проводники в неведомые нам доселе миры. И, наконец, есть люди, которых мы не знаем и никогда не встречали на своем жизненном пути, но к которым мы стремимся всю свою жизнь, падая и поднимаясь, страдая и побеждая свою боль и желания. Эти люди ведут нас к самим себе, пропуская через себя наши миры разума и неведомого.
Ты - этот человек. А для тебя, думается, возможно, я.
Я ощущаю тебя как часть себя. Две планеты, вращающиеся вокруг одного солнца, но из разных галактик. Такое возможно? Как ты думаешь?
Я никогда не трансформирую свои ощущения и мысли в слова. Но ты вдохновляешь меня на то, что мне удается крайне редко, - писать письмо.
Целую твои умные глазки.
* * *
Здравствуй, воздушный человек!
Это я, твой нежный друг (друг?).
Вчера ночью, мечтая (а в родительском доме мечтается особенно сладко), я вдруг явственно увидела тебя. В длинном черном пальто у фонтана... С тем и уснула.
Еще никого в моей жизни я не чувствовала так, как тебя, - мы говорим с тобой на одной волне. В практической психологии это называют “одинаковое дыхание”. Твои слова, как сокровенные ласки (и после этого ты говоришь, что не умеешь писать письма).
Не знаю, останутся ли твои слова в силе, когда ты увидишь меня. Возможно, ты уже нарисовал определенный образ, который несоизмерим с моим. Хотела прислать тебе фото, где я словно медитирую на точку света, но подумала и решила прислать другое, из экзотического райского уголка - Египта.
Я перечитываю твое письмо и смотрю на фото. Как здорово, что я могу говорить, глядя на тебя - лик одухотворенного человека.
...Знаешь, я почти всегда записываю свои чувства и ощущения. Самые незабываемые минуты жизни. Теперь я в плену твоего чувственного имени.
P.S. Что бы случилось, если ты ощутил бы мое настоящее дыхание?
* * *
Ты прекрасна! Ты чувственна!
Столько эмоций я испытываю одновременно, что они захлестывают всего меня!
В эту минуту только одно желание пульсирует во мне...
Ты - сгусток энергии! Твоя энергетика настолько сильна, что мое осознание тебя дублируется по всем каналам моего восприятия.
Я чувствую твое дыхание. Я знаю, что ты такая же, как и я.
Все, я боюсь наговорить лишнего и тем обидеть, позволив себе излишние вольности.
Прости мне это. Ты так действуешь на меня, что во мне сейчас говорит и миллион чувств, и одно желание...
* * *
Твоя рука в анфас и профиль - настоящая...
Настоящая мужская рука, которая много видела и многое умеет... И любить тоже...
Ты - тот человек, один из тех, кто заставляет тосковать, когда тебя нет. Один из тех, кто учит волшебству. Один из тех, кто умеет любить.
Незнакомец для меня по-прежнему удивительный, единственный. Ты!
* * *
Я так скучаю по тебе. Я люблю тебя и не хочу, чтобы ты думала, что я оставлю тебя, не сказав об этом. Мы вместе, я внутренне чувствую твое присутствие. Ты рядом, и я знаю, что ты чувствуешь меня также.
Если бы тебя не было со мной, если бы я не жил надеждой - наверное, мне было бы очень тяжело перенести свалившиеся на меня испытания.
Но есть ты - и поэтому есть я.
Я обо всем расскажу тебе в четверг, а может, и не буду, может, просто насладимся друг другом и забудем обо всех неприятностях...
Я очень скучаю по тебе, мое солнце!
* * *
Ануар, славный мой, нежный!
Я вросла в тебя, и теперь у нас с тобой одна кровеносная система - я чувствую твою боль.
Я перечитываю твое последнее письмо, маркесовские бабочки кружатся над ним, но я также знаю, что они улетели, как ветер сдувает цветущие лепестки... Только миг.
Спасибо тебе за то, что я чувствую.
Ты мне очень нужен.
Иногда мне кажется, что я так близко, что могу прикоснуться к твоему лицу. И погладить губами любимые глаза.
Хотя все кажется таким иллюзорным. Ты есть?
* * *
Здравствуй, солнце!
Сегодня съездил на почту и получил твое “настоящее” письмо. Все-таки эти бумажные письма лучше, чем общение по электронке. Теперь перечитываю его каждый день, вбирая в себя написанное, впитывая аромат твоих французских духов, запах твоих пальцев - легкий, дурманящий голову...
Я намного реальнее теперь представляю тебя, и даже не представляю, а чувствую. Через чуть уловимый запах твоих “французских” пальчиков... Буря эмоций, желаний, нежности...
Прижимаю твои строчки к лицу, закрываю глаза и улетаю...
Хорошо... Пытаюсь направить свои мысли хоть в какую-нибудь сторону - бесполезно. Эти строчки, этот пьянящий запах их перебивает, останавливает, тормозит... Этому невозможно противиться и противостоять. Чтобы вернуть свои мысли назад, нужно просто убрать руки, прижимающие письмо к лицу. Но не могу себя заставить сделать и это.
В голове пусто, ни одной мысли, вокруг лишь сладкий запах, и нега разливается в душе.
Помнишь, я говорил тебе о том, что меня постоянно клонит ко сну, что я не могу никак отоспаться и чувствую себя очень уставшим... Так вот, самое интересное - это то, что в последние дни я начал ощущать внутри себя подъем сил и появилось чувство бодрости и нормального наслаждения жизнью. Я понял, что все то, что происходило во мне, все то, что привело меня к тому сердечному приступу, - ушло в прошлое. Я внутренне почувствовал, что мой организм перешагнул какой-то очень значимый для жизни барьер, и я точно знаю, что это могло закончиться очень плохо...
Между прочим, такое ощущение у меня уже второй раз - первый раз оно возникло, когда мне было 25. Видимо, все-таки правда то, что у человека есть свои критические рубежи на жизненном пути. Теперь я точно знаю, что, несмотря ни на что, все будет хорошо!
И я точно знаю, что катализатор моего восстановления - это ты.
И то, что последние два дня со мной - это твое письмо...
Я скучаю по тебе. Время солнца и скорпиона продолжается - и это классно!
Мне так хочется нежно поцеловать тебя, слегка касаясь твоих губ...
* * *
Ануар! Я заболеваю тобой. Это катастрофа.
Мне этого не следовало говорить, я никогда не признаюсь в своих чувствах и, возможно, пожалею потом об этом.
Ты здесь, и я горю...
Я очень рада, что встретила тебя. И твое фото, где ты сидишь, вскинув голову, мне нравится больше всего, там весь ты....
Я хотела прекратить наше общение. Но сейчас это выше моих сил. Может, если наберусь сил... Я очень хочу уехать подальше от тебя, от твоих рук... глаз... и сладкого слова “солнце”...
Не хочу, чтобы ты приезжал...
Это дежавю.
* * *
Латифа! Моя хорошая и славная, милая, нежная... Так хочется сказать - любимая... Ты замечательный человек!
Когда я думаю о тебе, меня переполняет чувство нежности. Именно нежности. Я и не думал даже, что во мне ее столько может быть. Наверное, не успел растратить, а может быть, судьбе было угодно так, чтобы я ее сберег для тебя.
Вся моя нежность принадлежит тебе. Я отдаю тебе ее постоянно: когда вспоминаю, переплетая ею мысли о тебе во время нашего общения, вместе со словами и фразами... А как хотелось бы отдавать ее вместе со взглядом в твои чудные глаза... вместе с чувственными поцелуями и объятиями, сливаясь с тобой в одно целое!..
Мне очень хочется, чтобы ты была счастлива и, как я уже говорил, жила полнокровной жизнью. Любая встреча со мной в реальности, а тем более такая желанная, лишит нас возможности жить так, как живем даже в сегодняшней ситуации - раздельно вместе.
Мне кажется, что тогда волна уже реальных чувств и эмоций захлестнет нас, сметая все остальное на своем пути... “Все остальное” - это то, очень многое и очень дорогое, может, сегодня таким и невоспринимаемое, что есть у меня и есть у тебя. Это будет огромная и, наверное, неоправданная жертва воплощению виртуальности в реальность.
Может быть, это и не так, может, будет все по-другому. Я не знаю... Но, улавливая в себе чувство протеста по поводу другой твоей жизни, я очень явственно ощущаю эту реальность.
Я так хочу посмотреть в твои глаза, услышать твой голос, прикоснуться к тебе, поцеловать...
Я так хочу тебя, Латифа!
* * *
Да, я нереальна.
Я ирреальна. Я дым, и я загораживаю вам солнце.
Есть законы жизни, и их нельзя смешивать, нельзя встречаться с виртуальностью. Реальность может либо обернуться разочарованием, либо таким потрясающим воплощением, что уже не будет ни до, ни после...
...Ты прав. Ты с самого начала внушил мне чувство вины за свои правильные поступки.
А я вся виртуальная, иррациональная, непредсказуемая...
Не люблю по правилам...
...Зачем ты мне сказал, что приедешь?..
Я не восприняла всерьез, но подсознательно жду. Ждала...
...Как ты прав. Во всем прав. Все разложил по полочкам. Все аргументировал.
Только как-то эти аргументы не помогают мне... И днем и ночью представлять тебя по тем отрезкам жизни - фото, которые ты мне прислал.
И жаждать...
Разве сейчас наши чувства не реальны? Разве ты чувствуешь не сердцем?
И волнуется не душа? Мы - зеркальное отражение друг друга. Меня вдруг озарило: ты - сублимация моей первой любви. С тобой я испытаю гармоничное родство души и тела.
Но мы - виртуальность. Как бы есть и все-таки нет.
* * *
Моя любимая Латифа! Я так хочу, чтобы ты летала, грезила, мечтала...
Так хочу, чтобы тебя никогда не покидало чувство вдохновения! Мне так приятно осознавать, что я, пусть немного, помог тебе в этом.
Милая, дорогая моя Латифа! Все хорошо. Пусть так и будет!
* * *
Ануар, я больше не хочу мечтать.
Я хочу жить реальной жизнью. Есть то-то и то-то, и этим надо довольствоваться.
...А мне так хочется подышать тобою. И я, наверное, никогда не спущусь с небес на землю, как говорят мне друзья.
У меня опять выросли крылья. Я буду летать во сне и наяву, и грезить, и мечтать. И мне это нравится. Ничего не поделаешь, такой уж я родилась.
* * *
Прощай навсегда, моя невозможная любовь!
Мы настолько различны и несовместимы, что нам никогда не быть вместе.
Это дежавю для меня.
Я не хочу нырять в одну реку дважды.
Больше всего я хочу, чтобы ты нашла свою реальную любовь и стала счастливой.
* * *
Здравствуй, далекий друг!
Чем дальше - тем больше ты становишься похожим на сон.
Было - не было. Скорее, не было.
Только шлейф старых писем, как дым, который тоже скоро исчезнет. Всего одна поломка...
Из меня не получается идеала мужчины: ласковой и неслышной.
Я целую тебя нежно, Ануар. Услышанный, но не увиденный, внимательный, чувственный (брат? друг? собеседник?).
Утомленная, уставшая, красивая, в предчувствии любви.
У меня появился друг, еще не любовник. Большой Мужчина, мне с ним хорошо. Спокойно.
Я буду вспоминать тебя.
Миллионы бабочек, как у Маркеса, пусть влетят в твое сердце.
Наверное, это прощание. Как жаль.
Как приятно быть невозможной любовью. Как грустно быть невозможной любовью...
Дежавю?
* * *
Все-таки каким одиноким я себя чувствую, как будто всю жизнь был одинок. Наивный мечтатель, романтик... Такие, как я, всегда обречены на одиночество, наивно принимая мечты за реальность и получая реальность лишь в мечтах.
Ну и пусть так! Так лучше! Реальность жестока, соприкасаясь с мечтой, она медленно и безжалостно убивает ее... Огни в небе, огни на земле... Увидев их, ты вспомнишь обо мне, вспомнишь и улыбнешься.
А я уже далеко... В моих глазах грусть. Грусть от осознания истины: наивный мечтатель и романтик обречен на одиночество.
...Звезды разлетаются из раскрытых ладоней, взлетают вверх, падают вниз, вспыхивают... Это звезды моей искренности, они для всех, а больше всего для тебя. А я одинок. Как и был всегда. Я уже далеко... Прощай...
Подготовила Джайли Танико
Мнение психолога
Адепты эпистолярных страстей
Любой уход от реальности тем опасен, что помогает наверняка заблудиться, погрязнув в дебрях словопрений, выяснений истины, оправдательных сентенций и демагогических деклараций. Большое количество произнесенных или написанных слов создает видимость реальности, подменяя необходимые для полноценной жизни действия их вербальными суррогатами.
Перекладывание ответственности за сделанные выборы и совершенные поступки на бумагу, которой вменяется терпеть все, вводит человека в состояние практической невменяемости, не позволяя ему отразить свою личность в целях ее познания в многообразии граней окружающего мира. Ну, в этом превосходном состоянии ослепления можно наметить для себя множество иллюзорных путей, которые на самом деле и не существуют вовсе, и внушить себе доблесть кажущегося их преодоления. Например, проживание любовного чувства исключительно в письменном его отображении. Можно, конечно, возразить, что, мол, дурного в красоте индивидуальных душевных переживаний, расписанных на безгрешности белой бумажной плоти? Дурного, естественно, ничего и нет, если речь идет о профессиональной игре с этими словами, а соответственно, и с чувствами, в них заключенными.
Времена отсутствия средств аудио- и видеосвязи располагали либо к непосредственному общению действительно влюбленных персон, либо к временному посредничеству между ними многострадальных изделий бумажной индустрии. Повсеместное употребление письменной речи служило хорошей практикой, приводящей в результате к оформлению настоящего литературного жанра, именуемого эпистолярным и позволяющего добиться атмосферы достоверности через подглядывание в замочную скважину за чужими душами в процессе чтения художественной любовной переписки.
Так что из самой жизни постепенно родилось ее отражение, но в какой мере действительное, вот что интересно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть личность человека, причем современного нам, с точки зрения психологической подоплеки его способа самовыражения. Как уже упоминалось, личность сия зиждется на изначальном дуализме противоположных сил, принуждающих человека избирать письменную форму ведения своего романа. Такая личность сгибается под тяжким грузом сложнопереплетенных страхов, рождающихся из детских травм и неразрешенных внутренних конфликтов, не дающих ей обрести уверенность в себе, адекватную самооценку и строить отношения с живым человеком другого пола.
Человек надеется не только получить одобрение или уважение от окружающих его людей, а принять от них искреннее восхищение его персоной. С помощью виртуального общения приблизиться к желаемой цели легче всего. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. А изложенный набор букв можно менять до бесконечности, шлифуя и подгоняя под задуманный идеал. Да, именно идеализации себя, нелюбимого, и добивается приверженец эпистолярного романа, скрывая все шероховатости и потертости собственного характера под сверкающим глянцем красивых слов. Ничто не сможет выдать его истинную суть, наивно полагает автор любовных писем, добровольно заменяя ими теплоту живого общения. Ощущение контроля над ситуацией, перерастающее в иллюзию абсолютной власти над собой, другим человеком и отношениями с ним, пленяет сознание.
Как только адепт любого варианта современной формы эпистолярных страстей, будь то смс-переписка или общение в сетях Интернета, почует возможность играть с реальностью, собирая коллекцию ее разновидностей в виде энного количества масок в гардеробе личных образов, он угождает в ловушку. Не понимая, что виртуальное общение никогда не позволит выстроить настоящих любовных или дружеских отношений и является лишь временным способом их поддержания, человек обкрадывает самого себя, растрачивая драгоценное время своей жизни на помесь собственных мечтаний и насущных целей.
То, что находится между мечтой и реальностью, опаснее всего, поскольку завораживает кажущейся правдивостью, но не дает никаких ценных результатов, то есть тех, что позволят наслаждаться ощущением качественно проживаемой, полноценной жизни. Если в живых отношениях влюбленный человек воспринимает объект своих чувств в розовом свете, идеализируя его, то индивид, попавшийся в сети письменной любви, очарован лишь одним существом - самим собой. И идеализирует, соответственно, свою персону. Поэтому эпистолярный роман очень часто можно определить как отражение друг в друге двух нарциссических личностей. Чаще всего к подобному стилю самовыражения прибегают замкнутые люди, имеющие флегматичный или меланхоличный темперамент, характеризующиеся шизоидной акцентуацией личности (что ни в коем случае не есть болезнь), склонные к интроверсии. Обладатели бурных типов темперамента, холерики и сангвиники, просто не усидят долго перед неподвижностью неживой материи. Черпающие энергию в поверхностном многообразии контактов экстраверты ныряют в письменный роман, как в нечто интригующее, но быстро теряют к нему интерес или же заводят эпистолярные отношения с несколькими участниками одновременно. Усидчивые аутентичные личности могут годами длить письменную любовь, обмениваясь тщательно выверенными порциями откровения, интимности и самопрезентации. Прочность таким отношениям придает также комфортная для обеих сторон интенсивность общения, а главное, его регулярность, ведь в большинстве живых пар для общения не хватает ни желания, ни осознания. Но прочность весьма условна, так как настоящая любовь не может родиться в бездушии написанных строк.
Статистические данные показывают, что чаще всего реальное продолжение эпистолярных отношений кратковременно и заканчивается грустной формой взаимности: обоюдным разочарованием - “расставанием”.
Карина Сарсенова
|