|
Айгерим Бейсенбаева
Женщина, лежащая на деревянном потолке, который оказывается помостом... Розовый грузовик, стоящий дыбом... Огромный жук-олень, карабкающийся на балкон второго этажа... Четыре факела и пластиковый пакет, выхваченные из темноты вспышкой света предметы, и люди кажутся странными фрагментами чьих-то сновидений.
Серию странных и непривычных образов привезли с собой фотохудожники из Швеции Клара Шельстром и Тобиас Фальдт
Клара Шельстром и Тобиас Фальдт у себя на родине, в Швеции, известны, как команда “КК + TF”, по инициалам участников. Их работы пользуются успехом не только в Швеции, но и за ее пределами.
Тобиас является членом фотоагентства Tinker Street в Нью-Йорке. В 2006 году он получил титул “Фотограф Года Швеции” от Scanpix за проект Year Alongside the Steidl. Другая его работа - 581с volume 1 - была удостоена премии Шведского художественного совета и включена в десятитомную серию книг, впервые опубликованную в Готтенбурге и Мельбурне в июне 2009 года.
Второй участник выставки - Клара Шельстром - также работает над фотоиллюстрациями для книг, и ее первая подборка была представлена на выставке New Nordic Photography летом 2009 года в Готтенбурге. А в сентябре работы Клары будут представлены на выставке Nordic Delight.
|
“КК + КF” - не пара, а команда единомышленников |
Клара Шельстром и Тобиас Фальдт прибыли в Казахстан для работы над документальным фильмом “Завтра море” совместно с режиссером Катериной Суворовой. Съемки картины в скором времени пройдут на побережье Аральского моря, а перед началом работы шведские фотографы решили познакомить алматинскую публику с серией своих работ.
Экспозиция “КК + TF” состоит из фотографий уже участвовавших в различных проектах. Совместный проект Клары Шельстром и Тобиаса Фальдта, представленный в Казахстане, - элементы двух серий работ Тобиаса и двух серий Клары под странными названиями Gingerbread monument and Black Island. Кроме того, выставка включает в себя фотографии из их совместного проекта Sibiria, показанного на выставке Going from Nowhere в Philadelphia Photo Arts Center (2009-2010 гг.).
По словам авторов, фотографии из представленной серии - это запечатленная на пленку повседневность в ее неповторимом звучании на данный отдельно взятый момент. Обычные явления реальности, предметы и люди представлены фрагментарно, как бы выхваченные из жизненного контекста вспышкой фотоаппарата. Необычные образы, созданные авторами на их основе, компонуются в неожиданном порядке, каждый раз наполняя серию новым смыслом.
Единственное, что объединяет такие разноплановые и не похожие одна на другую работы - это темнота. Она окружает героев фотографий, создавая своеобразный фон и таинственную атмосферу. Что происходило на этом месте до того, как щелкнул затвор аппарата и сработала вспышка? Многие персонажи повернуты к объективу спиной, и настроение их остается для зрителя загадкой.
|
Ночной гость |
Презентация работ шведских гостей собрала огромное количество ценителей фотографии. Алматинцы сумели создать в зале настоящую атмосферу гостеприимства азиатского города. Растроганные Клара Шельстром и Тобиас Фальдт поблагодарили собравшихся и пообещали на следующий день дать мастер-класс, правда, чему собираются учить, не сообщили. Скорее, это будет взаимный обмен опытом, обаятельно улыбаясь, заявили шведские гости. Отозвались фотохудожники и о работах, представленных на выставке и вызвавших у публики неоднозначную реакцию,
- Эти фотографии - часть нашей жизни, - объясняет странные работы один из участников выставки Тобиас Фальдт. - Это явления, которые с нами происходили, и вещи, которые мы видели. Мы стремились создать на основе работ целую историю, и потому нам важно, как эти фотографии совмещаются друг с другом. Новый порядок разных работ дает свободу ассоциаций и наполняется различным смыслом благодаря воображению и индивидуальному опыту зрителя.
|
Автомобильные сюжеты Клары и Тобиаса |
|
У нас было несколько выставок с почти одними и теми же работами, но каждый раз эти фото рассказывали другую историю.
Самое интересное в работе фотографа, да и вообще любого творческого человека, это то, что работа, после того, как ее создашь, тебе уже не принадлежит. Она принадлежит тем, кто на нее смотрит. И потому мы всегда спрашиваем своих зрителей, что за историю рассказывают им наши фото. Это всегда разные сюжеты, очень сильно отличающиеся от нашего. Да, у нас есть и своя версия, но мы вам ее не расскажем, потому что это не так важно.
Что касается фильма, над которым нам предстоит работать в Казахстане, это поэтическая документальная лента про Аральское море, в частности, о том, что там происходит в данное время. Нам бы очень хотелось, чтобы наш фотографический взгляд на это явление нашел место в картине.
|
Тренировка перед мастер-классом фотографии |
Фильм будет повествовать не о трагическом положении региона, а о жизни людей, живущих у Аральского моря в данный момент. Многие не бросают родных мест, даже несмотря на сложную экологическую ситуацию. Фильм о людях, сильных духом и исполненных любовью к земле, которые находят в себе силы бороться со стихией. Проект должен получиться жизнеутверждающий, а по окончании его мы организуем еще одну отчетную фотовыставку. |