Неудивительно, что мы, послевоенное поколение, до сих пор не устаем восхищаться ратными подвигами ветеранов войны. Но тем более поразительно, как у них достало сил для дальнейшей многолетней мирной трудовой деятельности. И сохранить при этом бодрость и оптимизм духа, особую восприимчивость к красоте и умение радоваться, принимать жизнь такой, какая она есть, со всеми ее наслаждениями и огорчениями.
Более того, после тяжких испытаний военного времени нашлись и такие, кто посвятил себя созидательной профессии художника
В списках Союза художников Казахстана значатся 46 наших соотечественников, прошедших Великую Отечественную войну. В их числе - народный художник СССР Нагим-Бек Нурмухаммедов. Он и не подозревал тогда, что в суровых буднях войны, среди страшных пожарищ, скорби и потерь, разгула уничтожения всего и вся, начнется его славная биография художника. Просто его, 18-летнего юношу, несмотря ни на что, не покидала страсть к рисованию. После гибели единственного брата на войне Нагим-Бек ушел добровольцем на фронт и служил на Черноморском и Балтийском флотах.
И каждая драгоценная минута затишья была использована им, как оказалось позже, для засвидетельствования неповторимых страниц истории Великой Отечественной. Это поистине уникальный материал. Он писал портреты своих однополчан с натуры - такими, какими они были на самом деле, без прикрас, уставшими, со следами копоти и грязи, не смывавшимися после очередного боя. Через эти пожелтевшие от времени листы походного альбома, выполненные обычным простым карандашом, образы солдат 1943 года взирают на нас пристально и строго, словно бы предчувствуя ответственность момента.
И спустя 67 лет они воспринимаются нами с особой пронзительностью и проникновением в судьбоносность таких вот, казалось бы, незначительных житейских эпизодов войны, из которых и составляется честная история войны. Ведь здесь запечатлены солдаты, ровесники Нагим-Бека, безусые юнцы, только окончившие школу, не нюхавшие пороха и сразу же обреченные на суровые испытания. На фронте время по-особому сконцентрировано, и счет идет иными измерениями: ребята взрослели на глазах.
Художнику удалось передать такую парадоксальную особенность своих героев - почти детские лица и по-мужски сосредоточенный уверенный взгляд воинов, сумевших выдержать суровые испытания и устоять. И при этом такая непосредственность и обнаженная простота, не идущая ни в какое сравнение с современными показными супергероями.
Удивительно, что при такой ограниченности во времени и условиях, совершенно не располагающих к творчеству, художник озабочен задачей точности передачи образов своих однополчан, наделяя их полнотой индивидуальной характеристики. А ведь ему еще были неведомы многие секреты профессионального мастерства.
Будучи просто любителем, Нагим-Бек Нурмухаммедов оставил нам в наследие бесценный подлинный документальный и художественный материал, проникающий к каждому сердцу, способного чувствовать и сострадать.
Вся его мирная жизнь полностью связана с художественным творчеством. Его беспокойная натура не позволяла художнику расслабляться. Он не пропускал практически ни одной выставки республиканского и всесоюзного значения. Коллеги доверили ему и пост председателя Союза художников Казахстана.
Помимо практического художественного творчества Н.Нурмухаммедов занимался и исследовательской деятельностью. Он единственный автор книги о художниках - участниках Великой Отечественной войны. А также им написана монография о мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане, находящемся под охраной Юнеско. Это первая уникальная публикация подобного рода в советское время.
Нагим-Бек Нурмухаммедов - личность неуемной творческой энергии, социальной активности, широкого кругозора - оставил заметный след в отечественном искусстве. А истоки его творческого пути - в незабываемых героических событиях Великой Отечественной войны.
Мария Жумагулова |