|
Мария Соловьева
На вопрос о самой популярной оперетте каждый, не задумываясь, ответит: “Сильва”.
Любопытно, что у Имре Кальмана такой оперетты нет, а есть “Княгиня чардаша” (в русском переводе чаще всего превращающаяся в “королеву”). Несмотря на многочисленные попытки, оригинальное название на сцене так и не прижилось. Вот и Карагандинский академический театр музыкальной комедии в начале сентября приглашает алматинскую публику на “Сильву”...
Это единственный театр в республике, который воплощает идеальное представление об оперетте как о жанре, декларирующем торжество праздника над буднями, красоты - над серостью, игры - над унылыми буднями, утонченного вкуса - над пошлостью.
Идеальную оперетту можно увидеть не всегда и не везде, но карагандинская труппа показывает оперетту такой, какой она видится в мечтах самой восторженной публики.
Театр впервые поднял свой занавес в 1973 году. За эти годы им были поставлены 162 спектакля. Из них 30 можно найти в театральной афише и сегодня. В настоящее время театр - это сложившийся профессиональный творческий коллектив, что отмечалось в авторитетном журнале “Театральная жизнь”, в репертуаре которого жемчужины мировой классической оперетты, произведения современных композиторов: И.Кальмана “Баядера”, “Сильва”, “Марица”, И.Штрауса “Цыганский барон”, “Летучая мышь”, Ф.Легара “Веселая вдова”, Г.Канчели “Проделки Ханумы”, Г.Гладкова “Собака на сене”... Жанровая направленность театра вышла за рамки оперетты, на сцене идут оперы, балеты, мюзиклы.
И, кстати, легко ли быть театром музыкальной комедии? Легко, потому что в труппе есть актеры с удивительным даром, волшебством настоящего таланта и благосклонной судьбой. И в то же время быть театром музыкальной комедии очень трудно, потому что с опытом (коллективу в этом году исполняется 37 лет) приходят собственное понимание искусства, высокие требования, предъявляемые ко всем членам талантливого коллектива. Да и публика, неизменно влюбленная в жанр музыкальной комедии, на самом деле каждый раз, на каждом спектакле устраивает экзамен. Коллектив экзамен выдерживает с блеском.
В южной столице Карагандинский академический театр музыкальной комедии любят. Пример тому - прошлогодние гастроли театра. Сейчас вопреки всему оперетта посещается и, что приятно, приобретает новых адептов. Прошлой осенью, пригласив на спектакль двадцатилетнего сына своего знакомого, я услышала благодарность, которая мне надолго запомнится: “Оперетта - это так здорово! Это даже лучше, чем в ночной клуб сходить!” Гастроли Карагандинского академического театра музыкальной комедии пройдут на старейшей театральной сцене - у лермонтовцев.
Нынешние гастроли в Алматы театр открывает большим гала-концертом. Кстати, гала-концерт - опасный жанр. В театре музыкальной комедии опасен вдвойне, поскольку оперетта по своей природе предполагает вечную юность “красоток кабаре” и “мистеров иксов”. Карагандинцы знают, что главное - не переборщить.
|
Классика оперетты “Баядера” Кальмана |
Хорошая литература в сочетании с культурной музыкой - так можно определить нынешнее творческое кредо театра. Атака на классику приносит театру свои плоды: возвращает публику, пополняет репертуар спектаклями большой формы. Такая интенсивность работы, как количественная, так и качественная, сказывается на труппе - она многие годы находится в форме динамичного творческого существования. Словом, театр набрал современные темпы жизни, всегда готов к обновлению.
В гала-концерте артисты ярко продемонстрируют и хороший вокал, и достойную пластическую подготовку (для театра музыкальной комедии - довольно существенно), что будет абсолютно оправданным шагом в вечер знакомства с публикой. А гастрольные спектакли начинаются с неовенской оперетты, классиками которой являются Легар и Кальман. Это некий сплав комедии положений с мелодрамой, где любят и страдают всерьез. Уберите первую - получится опера, сведите на нет вторую - будет выхолощенная оперетта.
Озорная “Веселая вдова” Ф.Легара, отвечающая привычным представлениям жанра, будет предложена во второй день гастролей. Сюжет спектакля весьма занимателен. ...Париж, Елисейские поля, Венсеннский лес притягивают молодых и веселых вдов, как мотыльков на пламя. А молодые и бойкие парижане в качестве потенциальных мужей грозят сохранности национального богатства Республики Монтевердо. Послу республики поручено дело государственной важности - не дать Ганне Главари, обладательнице двадцати миллионов, выйти замуж за иностранца.
Кто же станет ее избранником? Ведь все мужчины при известии о миллионах мадам Главари просто теряют голову и непременно хотят на ней жениться. В оперетте ничего лишнего: на мелодраму разыгрывается такая мелодрама... Самое главное, “Веселая вдова” зрителя ничем не грузит, кроме классического жанра оперетты, как таковой, а публика будет лишь рада, она за этим в основном и ходит.
Далее в афише любимая не одним поколением зрителей “Сильва”. Это одна из наиболее известных оперетт И.Кальмана, содержание ее является в сущности парафразом “Травиаты” Дж.Верди, однако с благополучной развязкой. Замысел оперетты посвящен звезде варьете Сильве Вареску, брак с которой для аристократа немыслим, ей нет места в “свете”, однако, как этого требуют каноны жанра, развязка оказывается счастливой. Спектакль подробный. Идет 2 часа 20 минут. Но зрелище яркое, с темпом и ритмом.
|
Звезде варьете Сильве нет места в высшем обществе |
Оперетту ставили российские “варяги” - Ю.Александров, заслуженный деятель искусств России (Санкт-Петербург, Мариинский театр), режиссер, что называется, определяющий, из первых рядов, заслуженный деятель искусств России дирижер С.Ферулев (Челябинск), заслуженный художник России лауреат двух государственных премий В.Окунев (Санкт-Петербург) и известный балетмейстер М.Лепилина (Москва).
При всей незамысловатости сюжета режиссер сумел создать неоднозначное действо. Одни сцены радуют каскадными шутками, другие - почти драматичны, как, например, “закрученная” в прямом и переносном смысле мизансцена героини с длиннейшей фатой. Одни сцены довольно пикантны, взять хотя бы эпизод Бони с “красотками кабаре” (что нам Мулен-Руж!), в другой приме удается флер грусти по ускользающей любви.
Семь лет идет в репертуаре театра музыкальная комедия “Проделки Ханумы”. Написал ее Г.Канчели по комедии А.Цагарели “Ханума”. В музыке комедия пронизана добрым юмором и грузинскими народными интонациями. Спектакль вполне завлекательно-развлекательный. Зрители молодые, в первую очередь вовсю хохочут над режиссерскими и актерскими шутками. Постановка цельная, стройная, ясная, стильная. Выбор пьесы точен. Не только по развлекательным, но и по ее поучительно-содержательным возможностям. Такой сюжет сейчас очень к месту: семейства, принадлежащие к разным народам, разным культурам, разным социальным слоям, находят общий язык.
Свадьба здесь выступает знаком всеобщего примирения, а сваха Ханума - “специалистом миротворческо-согласительной технологии”. А форма авантюрно-бытовой комедии отвечает внутренним мотивам современной жизни и современным формальным сценическим поискам. В постановке карагандинцев и князь самый “грузинский” из всех “грузинских князей”, и влюбленные Коте и Сона самые романтичные и лиричные из всех Ромео и Джульетт, и Ханума, плутовка, даст фору самому великому комбинатору Остапу Бендеру. И даже антагонистичной Кабато, вопреки логике, хочется посочувствовать - так весела и жизнелюбива пьеса.
|
Плутоватая сваха Ханума |
В гастрольном репертуаре есть и мюзикл “В джазе только девушки” Дж.Стайна, который демонстрирует готовность театра к линии обновления: театрального языка, танцевальной лексики, приемов, подходов. Крепкий, остроумный, динамичный, с хорошим вкусом сделанный мюзикл в двух действиях. А сюжетная линия построена на приключениях двух джазовых музыкантов, переодетых в женское платье, скрывающихся от мафии. Комедийные ситуации, прекрасные джазовые мелодии, динамичные танцы, гангстерские разборки, любовные интрижки и неизбежный хеппи-энд - вот составляющие мюзикла карагандинской музкомедии. Режиссер-постановщик - лауреат “Золотой маски” режиссер Мариинского театра С.Цирюк, дирижер-постановщик - Б.Кузьмин, хореография - Е.Дмитриева-Лавринович, сценография - И.Кутянского, костюмы - А.Сорокина.
Любопытен и гастрольный репертуар для детей. Алматинской детворе будет предложено пять детских спектаклей. Это “Бал игрушек”, “Аладдин”, “Спящая красавица”, “Золотой ключик” С.Цюрика и “Снежная королева” А.Гончарова. В общем, следите за афишами! |