|
Мария Жумагулова
Победителем вернулся с XVII Международного конкурса молодых художников Алмас Мустафаев. Ему удалось пройти тщательный отбор, организованный Иранским культурным центром в Казахстане, где участвовало 15 претендентов, и съездить в город Горган, являющийся ежегодной площадкой этого творческого международного состязания
По признанию Алмаса, уже имеющего определенный опыт участия в конкурсах, эта поездка для него стала самой ответственной и сложной, так как ему предстояло состязаться в номинации “скульптура”.
По существу, сфера его творческих интересов достаточно широкая. Он с одинаковым интересом занимается и живописью, декоративно-прикладным творчеством и искусством каллиграфии, теоретическими изысканиями в области музееведения, арт-терапии. Тем не менее именно скульптурой он занимался меньше всего. И поэтому Алмас не рискнул работать со всем арсеналом материалов, любезно предоставленным участникам иранской стороной. А остановил свой выбор на самом доступном и теплом природном материале - глине. Но и здесь случился небольшой казус - на таможне не пропустили подготовленный им материал без разрешения определенных компетентных органов. А иранская глина по своей консистенции не совсем устраивала автора. Посчитав глину чрезмерно влажной, Алмас одну из своих композиций вынес на солнце, где она незамедлительно дала трещины в отдельных местах. Но автор не растерялся, используя этот недостаток, как один из собственных художественных приемов для произведения, сумев дать этому убедительное обоснование.
Алмасу во многом помог его творческий азарт. Он самым последним уходил из громадной мастерской, стараясь всесторонне реализовать предложенную организаторами тему. Он полностью выложился, исполнив 8 композиций за полтора дня - рекордное число среди всех 200 участников, съехавшихся со всех концов земли. Его усилия были достойно оценены: Алмасу присуждено 2-е место (1-е и 3-е места заняли иранцы). Дипломы и знак из золота 900-й пробы - память об этом событии.
Жюри отметило как лучшую его композицию “Воин мира”. Это не парадоксальное название, ведь всем очевидно, что мир всегда нуждается в защите.
Алмас поставил перед собой дерзкую задачу отказаться от существующих канонов в скульптуре. Его композиция нетрехмерна. Она рассчитана на двустороннее обозрение - анфас и сзади. Не совсем плоскостная, она все же по своему исполнению близка к рельефу.
Автор как бы цитирует в произвольной форме традиции древнеассирийской пластики, что не могло пройти мимо внимания профессионального жюри. Само же изображение героя - этнический тип, экипировка вызывает ассоциации с сакским воином (“Золотой человек”).
Обращение же к образу голубя, как к общеизвестному символу, не становится от этого банальным, ибо скульптор находит самобытную трактовку. Птица не парит в воздухе, она бережно прижата рукой воина в защитном жесте. В другой же руке кинжал, только не в привычном понимании боевого оружия. Здесь автор апеллирует притчевой категорией: кинжал как символ истины.
Автору хотелось в одном произведении представить и определенные философские аспекты, в одинаковой мере волнующие, по существу, все человечество, разнящиеся лишь по способам подачи.
Замысел Алмаса оказался действительно космогоническим, объединив в себе образные системы разных цивилизаций, сведенных в одно целое, как важный и необходимый принцип толерантности.
В этом состязании художник лишний раз убедился, что удача приходит к тому, кто готов экспериментировать. Алмас не ставил перед собой задачи непременно одержать победу. Ему был интересен сам процесс, возможность знакомства с пластическим опытом других стран. Это ему удалось в полной мере.
Благодаря тому обстоятельству, что здесь были участники из самых разных регионов земного шара, он воочию увидел поражающее воображение многообразие стилистических решений. Только ради этого уже стоило ехать на конкурс в Иран.
А незадолго до этого мероприятия Алмас дважды побывал на международных фестивалях в Туркменистане, где представлял казахские музыкальные инструменты собственного исполнения. Он бесконечно благодарен профессору Жолаушы Турдакулову, научившему его извлекать гармонию одновременно как в художественной подаче, так и в их музыкальном звучании.
Почувствовать особенности материала, когда из цельного куска дерева удается выдолбить тончайшую форму музыкального инструмента - наука непростая. А преподаватель Галым Ахметов и мастер Багыбай Манасов открывали секреты постижения глины, керамики, шамота и бронзы. Они с самого начала, несмотря на минимальные сроки подготовки к конкурсу в Иране, ориентировали Алмаса только на победу.
Зная своего воспитанника, они не ошиблись в прогнозах. Алмаса отличает особый энтузиазм в познании бесконечных тайн искусства.
В Иране его заинтересовали особенности традиционной восточной миниатюры и современной карикатуры, получившей там за последнее время особое развитие. Его привлекают и новизна, экспериментальные поиски в авангардном искусстве. Творческих планов у него громадье, и верится, что многое ему по плечу. |