|
Столица - взгляд молодых
В музее современного искусства столицы открылась фотовыставка, которую авторы позиционируют, как “Астана глазами молодых”. Хотя следует сразу оговориться, что здесь, скорее, взгляд фотохудожников на город вообще и проблемы современной урбанизации со всеми вытекающими отсюда за и против.
Фотовыставка получилась на редкость впечатляющей как по своему содержанию, так и по форме выражения. Этот вид визуального искусства в последнее время становится все более популярным, завоевывая все большую аудиторию как зрителей, так и исполнителей. Здесь играет целый ряд благоприятных факторов. Во-первых, доступность средств. Во-вторых, особая приверженность молодежи к современным технологиям. Результат получается быстро и сразу очевиден в соответствии с динамичным восприятием, так отличающим молодое поколение.
К сожалению, искусство фотографии имеет и немало издержек, порой не позволяющих отнести его к сфере художественного творчества. В большинстве своем - это чисто механическая констатация факта, ни в коей мере не отражающая позиции авторов.
Данной фотовыставке предшествовал длительный конкурсный отбор. По признанию организаторов, работ поступило такое множество, что сам отбор оказался чрезвычайно затруднительным. Зато результат превзошел все ожидания и здесь он - налицо, отражая особенности видения современной молодежи. Она может мыслить неординарно, креативно, одним словом, современно.
Авторы не просто фиксируют события и объекты. Это большая площадка для творческих экспериментов, где одним из основополагающих является прием монтажа. Таким способом удается придать обычной фотографии состояние экспрессии, силы образного и психологического воздействия. Неравнодушный взгляд фотохудожника раскрывает, вольно или невольно, как социальные, порой драматичные моменты нашей жизни, так и эстетически выразительные, гротескно-юмористические... Вот уж в чем чем, а в недостатке воображения молодежь трудно упрекнуть.
Сложность ракурсов, с которых воспроизводится съемка, также работает на выразительность фотосюжета. Авторы снимают сверху и снизу, с высоты птичьего полета и, что называется, в лоб. Они смело срезают композицию, дерзко вырывая красноречивый фрагмент, либо, наоборот, создают иллюзию нереального пространства. И все это работает на идею. Да, современный город прекрасен. И все же это целостный организм, где определяющим являются люди, его населяющие. Отсюда даже каждый архитектурный объект наполняется человеческим содержанием и настроением. Здесь нет привычного любования красотой современного зодчества. Это уже где-то банально.
И даже привычный символ Астаны - Байтерек - предстает перед нами в новом неожиданном ракурсе. Это целое психологическое эссе для тех, кто может это прочитать. Фотохудожники демонстрируют нам уроки мастерства, философичность восприятия каждого момента. Порой для высказывания им требуется целая серия снимков, диптихов и триптихов. В этой последовательности складывается целая картина современной жизни со многими ее проблемами, лежащими потаенно внутри нас и ожидающими своего выхода. Такая глубина восприятия не может не удивлять, учитывая отсутствие у молодых большого жизненного опыта. Но они по-хорошему проницательны и наблюдательны, обладают аналитическим складом ума и умением вычленять главное в многообразии современной жизни. Эти способности проявляются и в лаконичных способах подачи материала.
Эти фотоснимки по своей концепции близки к современному актуальному искусству, где художественный язык высказывания достаточно демократичен. Оригинальность композиций достигается и введением дополнительных элементов, игрой цвета и тона, если можно таким образом высказываться о фотографии (это все же не живопись). Но молодые авторы достаточно изобретательны, чтобы донести до нас малейшие нюансы своего видения. В их восприятии - город таит в себе как, безусловно, много привлекательных моментов, так и в какой-то мере - это большое психологическое испытание.
Выросло новое поколение с совершенно своим, порой непонятным для нас, взрослых, менталитетом, который конструктивнее не отрицать, а попытаться понять и принять. “Мы - дети асфальта” - как часто они себя позиционируют, неизбежно несут в себе как преимущества, так и издержки современной цивилизации. Но они прогрессивнее нас, владеют арсеналом современных инноваций, смело применяя их в своем творчестве.
Фотовыставка стала своего рода зеркалом, отражая многообразие стремительных перемен в нашем обществе. И в этом смысле фотоискусство оказалось более мобильным и оперативным в сравнении с изобразительным искусством.
Мария Жумагулова |