|
Ольга Зорина
Образцовый хореографический ансамбль “Айголек” отмечает в этом году свое 65-летие. К столь солидной дате студийцы преподнесли себе дорогой подарок - взяли главный приз в итальянском Сан-Ремо “За романтику и страстную экспрессию”
Может быть, ты никогда не станешь счастливым. И поэтому тебе остается лишь танцевать. Но танцевать так здорово, чтобы все на тебя смотрели.
Харуки Мураками
Так же, как и горячим итальянцам, южанам эмоций не занимать. Динамика, мгновенная экспрессия, сложная палитра рисунка танца, грациозность, гибкость, нежность и женственность - визитная карточка “Айголека”. Плюс яркие краски национального казахского костюма, опять же стилизованного в модных тенденциях, современные легкие струящиеся ткани и красота самих девочек.
В свое время Паоло Коэльо (далекий от танцевального мира) сказал: “Я побуждаю своих подчиненных к тому, чтобы перед уходом на службу они вместо гимнастики и аэробики танцевали в течение часа (самое малое). Это стимулирует дух и плоть тех, кто начинает день, возбуждая в них творческий, креативный импульс, а аккумулированная ими энергия потом воплощается в служебную деятельность”.
И он прав. Танцуя, человек не просто аккумулирует энергию - он живет в танце.
Больше полувека на сцене - срок для казахстанского коллектива немалый, а уж опыт работы и вовсе накоплен глобальный. Кстати, титул образцового “Айголек” завоевал еще в советское время, а это было непросто, потому что сотни коллективов из пятнадцати братских республик оспаривали это звание. Но и сегодня, когда предприимчивые молодые люди с большим желанием занимаются творчеством, в том числе хореографическим, отстаивать свои позиции и укреплять их не так легко.
“Айголек” только за последние десять лет объездил все берега Турции, многие города России и Украины, выступил не раз в Испании, Болгарии, Чехии, Словении, Польше, Венгрии, на Кипре. Все танцевальные визиты состоялись благодаря наработанному имиджу и постоянно нарастающим новым контактам. Ансамбль знают за рубежом и всегда приглашают на международные фольклорные конкурсы и фестивали, где происходит обмен информацией, новостями в мире танца. А танец, даже народный, тоже подвержен моде и имеет огромную склонность к интерпретации. Вот именно за такой, можно сказать, рационализаторский и креативный подход к хореографии “Айголек” всегда и почетный гость, и участник международных конкурсов, по итогам которых постоянно входит в число сильнейших коллективов.
Бессменным руководителем ансамбля вот уже 35 лет является Райхан Каланова. В ее трудовой книжке существует всего одна запись: художественный руководитель образцового хореографического ансамбля “Айголек”, что позитивно показательно и для хореографа, и для коллектива, которого не бьют шторма при смене руководителей, а вместе с тем не приходят изменчивые стратегии и тактики деятельности. В “Айголеке” всегда безветренная погода, но жестко рабочая. Тот, кто пришел в первый раз и после нескольких занятий не выдержал нагрузок, уходит. Другие, или призванные, остаются на долгие годы, потом возвращаются в коллектив педагогами, открывают свои школы танца.
Но даже если кто-то в итоге и не пойдет по танцевальному пути, то сохранит на всю жизнь радость полученных эмоций и впечатлений. А наша жизнь - это, по большому счету, как раз эмоции, между которыми вся будничная суета.
Многие спорят, какие из видов искусства являются главнейшими. Что важнее - кино, как говаривал Ленин, театр или литература, либо новые медиа? Но богине танца Терпсихоре нет дела до дискуссий. Легко и уверенно чувствует она себя, потому что пластический язык танца красноречивее и выразительнее любого другого. В нем и слово, и движение, и визуализация, и драматическая постановка, и перфоманс совмещены воедино. А кроме прочего танец намного старше или древнее всех других видов искусства. Вспомните, что когда-то, когда не было даже разговорной речи, люди свои чувства, надежды, переживания и даже состоявшиеся или предстоящие события выражали только в танце. Вокруг костра магические па совершали шаманы: зазывали дожди и разгоняли тучи пластичными движениями, отвоевывали здоровье и защищали мирный очаг.
- Сегодня тоже можно быть незнакомым с традициями и языком разных народов, - говорит Райхан Муртазаевна, - но любую страну живописно способен представить именно танец. Что мы и делаем. Конечно же, когда везем свои разностилевые танцы в другие страны, то в обязательную программу включаем колоритные пространственные по характеру рисунка казахские народные.
И вы знаете, где бы на сцене ни появлялись наши изящные девочки в нарядных казахских костюмах - а костюмы у нас богатые, праздничные, солнечные - всюду их встречают шквалом аплодисментов. К нам подходят, костюмы трогают руками, интересуются техникой исполнения национального танца, восхищаясь его пластичностью.
Все это дает ансамблю право занимать первые места и отвоевывать Гран-при, что придает ему гордости и вдохновения. Но что более важно - в иных дальних странах остается живое впечатление о Казахстане как богатом, жизнерадостном, свободном государстве. А это еще одна серьезная миссия этого вида искусства. |