|
Мира Мустафина
Улыбчивый парень с Байкала ростом под два метра и с курчавой копной волос выигрывает конкурс Чайковского и на следующее утро просыпается знаменитым на весь мир. Теперь его реноме определяется сегодняшними заслугами: пришла пора сольных концертов, авторских проектов, эксклюзивных программ
Впереди у него два фестиваля (в Иркутске и Москве), в которых ему помимо музицирования придется осуществлять художественное руководство. А пока фирма BMG Russia, в 2000 году преобразовавшаяся из представительства международного лейбла в стопроцентный филиал, решила перехватить молодого перспективного музыканта, пока еще не связанного аналогичными контрактами на родине. Мацуев - первооткрыватель классической странички BMG Russia. Оказывается, он не только пианист, но и прирожденный артист, человек сцены. Любит джаз, сам немного сочиняет, а на бис импровизирует в легком стиле.
Денис - частый гость в Казахстане. Второй раз в Астане.
5 июля его ожидали в Финляндии. А накануне он дал свой концерт в Париже. Сказав однажды, что музыкант “блистательно и возмутительно молод”, Святослав Бэлза не кривил душой. Денис Мацуев - талант динамичный и щедрый. Он не только принадлежит к числу сильных пианистов своего поколения, но и постоянно с нарастающим энтузиазмом расширяет диапазон своей деятельности. Поэтому концерт, который Денис преподнес столичной публике в подарок на День рождения Астаны, был именно таким - полетным, победным и радостным.
До отказа заполненный зрителями ЦКЗ “Казахстан” разве что не трещал по швам: все ждали сюрпризов и импровизаций, которые не замедлили последовать. Мацуев открыл вечер знаменитым концертом, с которого начался его взлет после победы на конкурсе Чайковского. С тех пор он исполнял его больше трехсот раз и давно мечтал сделать паузу. Но ради праздничной Астаны “Времена года” Петра Чайковского зазвучали вновь - с редкой непринужденностью и свободой.
На единственный концерт в Астане пианиста пришел народный артист СССР Иосиф Кобзон. А это колоссальное качество великого артиста - умение радоваться чужому успеху и быть счастливым при встрече с даром других. Иосиф Кобзон несколько раз во время концерта Мацуева выносил на сцену роскошные букеты цветов.
Кто сказал, что Денис Мацуев не дает интервью? Вот он перед нами: высокий, крепкий и с добрейшей улыбкой на лице...
- Денис, у Вас наверняка не было сомнений по поводу выбора жизненного пути...
- Мне всегда нравился артистический образ жизни, нравилось выступать перед публикой, но до поры я не думал всерьез о том, что это станет моим хлебом насущным. Все сомнения развеял разом фонд “Новые имена” под руководством Иветты Вороновой. Если бы не их моральная и материальная поддержка в виде стипендий, концертов, биржи, то ничего бы и не было - вот тогда я впервые почувствовал призвание, что мое место на сцене. Папа, ЦМШ, “Новые имена”, Алексей Наседкин и его ассистент Пясецкий, консерватория, Доренский, конкурс Чайковского - вот этапы моего жизненного выбора.
- Это правда, что Вы не любите читать о себе с газетных страниц?
- Да. Я не люблю читать свои интервью. Пришел, увидел, победил. И никаких гвоздей. На самом деле все не так гладко, как кажется, хотя каких-то больших провалов, слава Богу, тоже не было. Просто невозможно одинаково хорошо сыграть все концерты - какие-то выходят хуже. Поражения, конечно, были, но из них всегда можно извлечь пользу. Я был молод. И практически не понимал, о чем играю. Брал и разучивал ради спортивного интереса сложнейшие, редко исполняемые вещи, чтобы выиграть все ноты. Технически получалось здорово, но о чем эта музыка, я только сейчас начинаю понимать.
- К какому направлению, к какой школе пианизма Вы себя относите?
- К русской.
- Играете ли Вы современную музыку?
- Раньше не любил, но сейчас вкус меняется. Мне это начинает нравиться. Недавно увлекся музыкой Родиона Щедрина и с большим удовольствием сыграл на его юбилее V фортепианный концерт, а на бис - свою транскрипцию песни монтажников-высотников из фильма “Высота”. Играю Шенберга, концерт Шнитке, готовлю симфоническую поэму с солирующим роялем “Тристия” Вячеслава Артемова. Андрей Эшпай посвятил мне свой II концерт. Много американских композиторов ко мне подходят.
Дружу с Эндрю Ллойд Уэббером, три раза подряд ездил к нему на фестиваль под открытым небом в городок Сидмонтон, недалеко от Лондона. Результаты конкурса Чайковского стали известны глубокой ночью, а в семь утра я получил факс, который храню до сих пор: “Я в этом не сомневался. Твой Эндрю”.
- Пишут, что Вы любите оперу...
- Да. Пересмотрел весь репертуар в Большом и Музыкальном театрах Станиславского и Немировича-Данченко. Пианисту необходимо мыслить театрально, и опера мне очень помогла в этом. Кроме того, опера развивает вокальность пианистической фразировки. В консерватории много пришлось играть камерной музыки на экзаменах у вокалистов.
- Чему Вы посвящаете свободное время?
- Люблю крепкую русскую баню с веничком и чтобы потом - в снег. Все знают, что я был заядлым хоккеистом и футболистом (центральным нападающим), играл ответственные соревнования и даже руки три раза ломал. Но теперь, как ни крути, сидячий образ жизни. Поклонницы критикуют, что, мол, крупноват. Безусловно, артисту надо внимательнее следить за своей формой. Без спорта в любом случае не могу - хожу на матчи, болею...
- О чем мечтаете?
- Я читаю симфонические партитуры с пяти лет, знаю, что это совершенно другие возможности для музыканта. Чувствую, что в какие-то моменты мне мало уже рояля, но пока я не хочу повторять неудачные примеры некоторых наших знаменитых инструменталистов, которые встали за пульт. Для этого нужно время... |