|
Мира Мустафина
В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы немецкий оркестр “Андромеда Мега Экспресс” (АМЕО) дал единственный концерт в рамках культурной программы Года Германии в Казахстане
Это, безусловно, сюрприз, в Алматы приехали представители новаторской формы оркестровой музыки - немецкий оркестр “Андромеда Мега Экспресс” (АМЕО). Как считают организаторы - Генеральное консульство ФРГ, Институт Гете, КНК имени Курмангазы, - исполнение такой необычной музыки станет импульсом или своеобразным призывом к творчеству для казахстанских музыкантов.
По словам генерального консула ФРГ Герольда Амелунга, такие проекты укрепляют сотрудничество и подчеркивают значение двусторонних отношений. Программа культурных мероприятий показывает как классические, так и современные формы искусства и представляет казахстанцам Германию как современное культурное государство.
Сегодня и мы, казахстанские слушатели, свободны в выборе: в нашем распоряжении не только маленькие закрытые клубы, но и концертные залы, вплоть до самого академического - Большого зала Казахской консерватории, где и состоялся единственный джазовый концерт немецкого коллектива.
Лидер оркестра АМЕО 25-летний берлинский композитор Даниэль Глатцель накануне концерта рассказал, что коллектив состоит наполовину из классических и современных джазовых музыкантов и он задумывался как музыкальный эксперимент: микс жанров, стилей, свежих идей с музыкальными первоисточниками.
А также хотелось показать возможности смешанных составов. Примерно половина коллектива - сборная группа. Музыканты АМЕО родом из Германии, Франции, Швейцарии, Канады, Норвегии, Японии, Таиланда, Чехии и Южной Кореи. На самом деле оркестр дал такой концерт, который можно смело назвать своеобразным ритмичным безумием, фейерверком неуемной энергии и музыкальности. Было исполнено восемь разных произведений. Кстати, программа строилась по принципу контраста: каждый из участников представлял свое направление, пусть даже микро.
“Андромеда Мега Экспресс” - замечательный оркестр, мощная джазовая команда, интересная со своими оригинальными прочтениями джазовых стандартов. Слушатели были очарованы изысканным современным звучанием, полиритмией, изобретательной фактурой. Концерт прошел ярко, празднично, с яростным драйвом.
В произведении Даниэля Глатцеля “Астероиды” оркестр показал горячую восточную музыку - китчевую смесь индийских, арабских, турецких ритмов и тембров с интонациями джаз-рока, фьюжна, эйсида, блюза. Все это было замешано на смешном, хотя и вполне наивном шоуменстве самого молодого композитора Глатцеля, который извлекал из своего инструмента скрипучие, хрипящие или даже завывающие звуки небесных светил.
Однако импровизация ведь сродни хождению по канату. Пропасть справа - банальность, слева - вычурность. Там - опасность подражания, здесь - искусы анархии. Словом, искусство импровизации требует опыта и смелости. А музыканты оркестра дерзкие, пытливые и талантливые.
Лидер оркестра Даниэль Глатцель признался, что когда коллектив импровизирует, то пытается создать некое музыкальное повествование, у которого есть структура.
Они как бы строят архитектурное сооружение в звуке и проводят увлеченного слушателя по всем залам и закоулкам своего музыкального дворца. Хотя во время импровизации приходится часто принимать решения в самую последнюю минуту совершенно спонтанно. Причем эти решения всегда находятся где-то на грани того, что музыканты уже умеют делать, и того, что еще никогда не пробовали. То есть каждую минуту они рискуют полным провалом прямо на сцене. И именно этот постоянный риск и делает джазовую импровизацию такой острой, такой увлекательной. Словом, творчество немецких музыкантов можно называть прилюдным креативным поиском, а можно - размышлением тапера, черпающего импульс новой “мыслеэмоции” не в кинокадрах, а в лицах (джазмены не могут без контакта с аудиторией), а можно - салонным музицированием в джазовом ключе.
Но как бы то ни было, для оркестра, к слову, не знающего проблем с техникой, это то свое, индивидуальное творчество, которое кем-то вполне может быть воспринято адекватно авторскому замыслу.
Кстати, в афише концерт был обозначен предельно просто - концерт “Андромеда Мега Экспресс” (АМЕО). Но по качеству исполнения, восприятию алматинскими слушателями и нехватке свободных мест в зале консерватории он напомнил майские джазовые фестивали в филармонии имени Жамбыла.
Концерт пролетел молниеносно. Кажется, что даже двух часов, а именно столько продолжался единственный концерт немецких музыкантов,не хватало. Хотелось, чтобы вновь появился перед сценой неподражаемый Даниэль Глатцель и вновь и вновь представлял музыкантов и свои произведения.
Кстати, музыканты, как настоящие молодые джазмены, вышли на сцену не во фраках с бабочками. Один - в кедах на босу ногу, второй - в белой рубашке навыпуск, третий - в каком-то оригинальном свитере. И только девушки были в длинных до пола юбках. А как они играли, можно было судить по восторженной реакции зала. Как и полагается, после каждого произведения молодой композитор получал изрядную порцию аплодисментов. А иногда высший бал зрители, как принято, выставляли одобрительными возгласами: “Браво”! |