|
Мира Мустафина
В Казахском государственном театре юного зрителя имени Г. Мусрепова не боятся экспериментов. Здесь попытались с помощью режиссера-постановщика Талгата Теменова объединить в ярком и драматичном спектакле “Ћызыл орамалды шынарым” (“Тополек мой в красной косынке”) по одноименной пьесе Чингиза Айтматова тонкий юмор и трезвый расчет. Кстати, посмотреть субботним вечером новую работу труппы казахского ТЮЗа пришли многие театралы, в их числе министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед, народный писатель страны Абдижамил Нурпеисов, известные культурные и общественные деятели, ученые
Долгожданная премьера - яркий и драматичный спектакль - несомненно, станет одним из самых ярких культурных событий этого театрального сезона, пополнив тем самым череду премьер известного творческого коллектива.
Повесть “Тополек мой в красной косынке” Чингиза Айтматова впервые вышла в свет в 1958 году в журнале “Новый мир”. Сразу принесла славу писателю, и была удостоена Ленинской премии в 1963 году. Это одно из самых замечательных и прекрасных произведений, вышедших из-под пера Чингиза Айтматова, где воспеваются красота, любовь, доброта, верность, преданность - вечные общечеловеческие ценности. Ведь недаром французский поэт Луи Арагон назвал это одно из ранних произведений Чингиза Айтматова лучшей в мире историей любви.
Напомним: первая постановка драмы в ТЮЗе имени Г.Мусрепова была осуществлена еще в начале 60-х годов прошлого столетия. На Всесоюзном театральном фестивале в Москве спектакль был удостоен звания лауреата, а актеры получили государственные награды.
Спустя почти полвека режиссер-постановщик Талгат Теменов в содружестве с художником Бахытом Сраиловым, сценография которого обеспечивает заданный темой спектакля темпоритм современности, создали театральную структуру, в которой явлена жизнь и любовь наших современников в условиях болезненных, зачастую трагических.
Над новой постановкой спектакля работали талантливые личности. Это художник по костюмам Алия Абдикаримова и прима-балерина Государственного академического театра оперы и балета имени Абая заслуженный деятель Республики Казахстан Куралай Саркытбаева. Для Куралай это был дебют в качестве режиссера-хореографа.
Широта и гуманная направленность работы таких творческих личностей, а не только чистое экспериментирование дали замечательный эстетический результат.
Театр странным образом зависит от реальной коллективной энергии. Своей собственной, внутренней. И - целого общества. В моменты переломов, когда обретается новое качество, такая зависимость ощущается особенно остро. “Сегодня, когда наступили очень тяжелые времена для наших соседей - киргизского народа, наша постановка - своеобразная ода Айтматову и моральная поддержка братского народа”, - сказал Талгат Теменов.
|
Министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед поздравил режиссера с премьерой |
Импонирует, что в постановке Талгата Теменова нет излишней сложности и характеры героев на поверхности. Мораль режиссера ясна, однако в спектакле нет и намека на назидание, лишь легкая ирония, а сюжетные перипетии тонки и интригующи.
Но в любом случае перед нами настоящий мир Чингиза Айтматова, где все - не то, что кажется, и за каждым поворотом ждет сюрприз, которому далеко не всегда можно порадоваться.
Привычный любовный треугольник здесь расширен до квадрата, где в качестве сторон представлены два потенциальных соискателя руки и сердца Асель (актриса Аида Жантилеуова).
Она - центр квадрата и пересечение страстей, совсем нешуточных. Кстати, три заглавных героя Асель - Ильяс - Кадиша являют собой три типа человеческих темпераментов и ролевых функций. Одна - вечная беззащитность и жертвенность, другая - “коня на скаку остановит...”, а третий герой Ильяс пребывает в вечной эйфории и не дает отчета своим поступкам.
Доминантой спектакля стала удивительная автономность актеров.
Вольно или невольно, но работа актрисы Айгуль Иманбаевой оказалась весьма привлекательной. Ей довелось сыграть живую женщину и перемешать излишне дидактичный порой текст с тончайшим подтекстом, и неспешно пройтись по психологическим лабиринтам женского характера.
Но самое интересное в этом спектакле то, как остроумно и с какой театральной свободой человеческая история Чингиза Айтматова пронизывается его мироощущением. Как непостижимое, метафизическое, нервное и абсурдное переплетается в нем с абсолютно житейским, а драматическое - с откровенно смешным.
Стоит отметить, что известный артист Сакен Ракишев и его молодые актрисы отменно владеют формой. У них все в порядке с фантазией и свободой. Но есть еще и безошибочное чувство автора, а это уже повод для серьезной театральной оценки.
Режиссер-постановщик намеренно ввел образ автора.
- Создать на сцене образ Чингиза Айтматова для меня очень ответственно. Я перечитал почти все его произведения, смотрел документальные фильмы о нем. Зрители говорят, что у меня есть сходство с писателем, и это меня радует, - говорит актер Сакен Ракишев.
- Любовь, честь, дружба, порядочность, достоинство - это все есть у Чингиза Айтматова. И сегодня уже после его ухода они звучат не менее актуально. С годами его произведения не устаревают, наоборот, обогащенные временем, становятся еще более яркими, - говорит режиссер-постановщик Талгат Теменов.
Кстати, это уже седьмая постановка Талгата Теменова, где он выступает как театральный режиссер. Сейчас режиссеру приходится разрываться между кино и театром, так как параллельно он запускает картину “Мой грешный ангел”, сценарий к которому написал он сам. К слову, режиссер Теменов давно и прочно закрепил свои взаимоотношения со временем.
Минимум декораций и их пространственность, постановки, в которых чувства и мысли героев очищаются от сиюминутной шелухи, - таков постоянный контрапункт спектаклей режиссера. Но их проблематичная театральность властна, а однообразная образность заразительна и каждый раз будит зрительское воображение.
Новый спектакль в этом смысле не только не исключение, напротив, счастливое торжество метода. Действие затягивает туда, в зону переоценки привычного. История любви в этом спектакле - затянувшийся стоп-кадр, в котором все ее ощущения и переживания абсолютно, всепобеждающе нормальны. Фантазийная яркость сценических средств и юмор режиссера все очевиднее соединялись с мрачным, беспокойным и трезвым взглядом на реальность.
Несколько лет назад, придя в этот коллектив художественным руководителем, Талгат Теменов сказал, что основная задача - развернуть театр лицом к зрителю, чтобы о нем начали говорить. Для этого есть все предпосылки: помещение в центре южной столицы, в труппе есть талантливые люди, среди них Сагат Жылгелдиев, не говоря уже о Сакене Ракишеве. Репертуар построен “под зрителя”. Прежде всего был поднят художественный уровень спектаклей. И это тогда, когда все только и делают, что жалуются на нехватку денег, Талгат Теменов предпочитает говорить о деле. Жаловаться легко, гораздо труднее попытаться что-то сделать. Он ни в коем случае не хочет останавливать личную актерскую инициативу. “В конце концов, наступает такой период в жизни, когда все накопленное за долгие годы надо кому-то отдать”, - говорит режиссер.
В казахский ТЮЗ имени Г.Мусрепова Талгат Теменов пришел зрелым мастером. Это открылось даже раньше, чем страстность натуры, резкость в выборе и повороте предмета. Его театральный почерк поражает энергией и тем, насколько был внятен. Внятность подчеркивает неожиданность всего, что режиссер хочет сказать, и того, как это “свое” выговаривается.
Впрочем, когда нынешнее существование театра напрямую связано со зрительским успехом, подобный режиссерский уклон в сторону “все, кроме скучного” вполне оправдан. Публики и в самом деле много, и ей действительно не скучно. При этом цинизм и пошлость на сей раз остались за бортом. |