ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Без сиюминутной шелухи Культура

Мира Мустафина
В Казахском государственном театре юного зрителя имени Г. Мусрепова не боятся экспериментов. Здесь попытались с помощью режиссера-постановщика Талгата Теменова объединить в ярком и драматичном спектакле “Ћызыл орамалды шынарым” (“Тополек мой в красной косынке”) по одноименной пьесе Чингиза Айтматова тонкий юмор и трезвый расчет. Кстати, посмотреть субботним вечером новую работу труппы казахского ТЮЗа пришли многие театралы, в их числе министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед, народный писатель страны Абдижамил Нурпеисов, известные культурные и общественные деятели, ученые

Долгожданная премьера - яркий и драматичный спектакль - несомненно, станет одним из самых ярких культурных событий этого театрального сезона, пополнив тем самым череду премьер известного творческого коллектива.
Повесть “Тополек мой в красной косынке” Чингиза Айтматова впервые вышла в свет в 1958 году в журнале “Новый мир”. Сразу принесла славу писателю, и была удостоена Ленинской премии в 1963 году. Это одно из самых замечательных и прекрасных произведений, вышедших из-под пера Чингиза Айтматова, где воспеваются красота, любовь, доброта, верность, преданность - вечные общечеловеческие ценности. Ведь недаром французский поэт Луи Арагон назвал это одно из ранних произведений Чингиза Айтматова лучшей в мире историей любви.
Напомним: первая постановка драмы в ТЮЗе имени Г.Мусрепова была осуществлена еще в начале 60-х годов прошлого столетия. На Всесоюзном театральном фестивале в Москве спектакль был удостоен звания лауреата, а актеры получили государственные награды.
Спустя почти полвека режиссер-постановщик Талгат Теменов в содружестве с художником Бахытом Сраиловым, сценография которого обеспечивает заданный темой спектакля темпоритм современности, создали театральную структуру, в которой явлена жизнь и любовь наших современников в условиях болезненных, зачастую трагических.
Над новой постановкой спектакля работали талантливые личности. Это художник по костюмам Алия Абдикаримова и прима-балерина Государственного академического театра оперы и балета имени Абая заслуженный деятель Республики Казахстан Куралай Саркытбаева. Для Куралай это был дебют в качестве режиссера-хореографа.
Широта и гуманная направленность работы таких творческих личностей, а не только чистое экспериментирование дали замечательный эстетический результат.
Театр странным образом зависит от реальной коллективной энергии. Своей собственной, внутренней. И - целого общества. В моменты переломов, когда обретается новое качество, такая зависимость ощущается особенно остро. “Сегодня, когда наступили очень тяжелые времена для наших соседей - киргизского народа, наша постановка - своеобразная ода Айтматову и моральная поддержка братского народа”, - сказал Талгат Теменов.
alt
Министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед поздравил режиссера с премьерой
Импонирует, что в постановке Талгата Теменова нет излишней сложности и характеры героев на поверхности. Мораль режиссера ясна, однако в спектакле нет и намека на назидание, лишь легкая ирония, а сюжетные перипетии тонки и интригующи.
Но в любом случае перед нами настоящий мир Чингиза Айтматова, где все - не то, что кажется, и за каждым поворотом ждет сюрприз, которому далеко не всегда можно порадоваться.
Привычный любовный треугольник здесь расширен до квадрата, где в качестве сторон представлены два потенциальных соискателя руки и сердца Асель (актриса Аида Жантилеуова).
Она - центр квадрата и пересечение страстей, совсем нешуточных. Кстати, три заглавных героя Асель - Ильяс - Кадиша являют собой три типа человеческих темпераментов и ролевых функций. Одна - вечная беззащитность и жертвенность, другая - “коня на скаку остановит...”, а третий герой Ильяс пребывает в вечной эйфории и не дает отчета своим поступкам.
Доминантой спектакля стала удивительная автономность актеров.
Вольно или невольно, но работа актрисы Айгуль Иманбаевой оказалась весьма привлекательной. Ей довелось сыграть живую женщину и перемешать излишне дидактичный порой текст с тончайшим подтекстом, и неспешно пройтись по психологическим лабиринтам женского характера.
Но самое интересное в этом спектакле то, как остроумно и с какой театральной свободой человеческая история Чингиза Айтматова пронизывается его мироощущением. Как непостижимое, метафизическое, нервное и абсурдное переплетается в нем с абсолютно житейским, а драматическое - с откровенно смешным.
Стоит отметить, что известный артист Сакен Ракишев и его молодые актрисы отменно владеют формой. У них все в порядке с фантазией и свободой. Но есть еще и безошибочное чувство автора, а это уже повод для серьезной театральной оценки.
Режиссер-постановщик намеренно ввел образ автора.
- Создать на сцене образ Чингиза Айтматова для меня очень ответственно. Я перечитал почти все его произведения, смотрел документальные фильмы о нем. Зрители говорят, что у меня есть сходство с писателем, и это меня радует, - говорит актер Сакен Ракишев.
 - Любовь, честь, дружба, порядочность, достоинство - это все есть у Чингиза Айтматова. И сегодня уже после его ухода они звучат не менее актуально. С годами его произведения не устаревают, наоборот, обогащенные временем, становятся еще более яркими, - говорит режиссер-постановщик Талгат Теменов.
Кстати, это уже седьмая постановка Талгата Теменова, где он выступает как театральный режиссер. Сейчас режиссеру приходится разрываться между кино и театром, так как параллельно он запускает картину “Мой грешный ангел”, сценарий к которому написал он сам. К слову, режиссер Теменов давно и прочно закрепил свои взаимоотношения со временем.
Минимум декораций и их пространственность, постановки, в которых чувства и мысли героев очищаются от сиюминутной шелухи, - таков постоянный контрапункт спектаклей режиссера. Но их проблематичная театральность властна, а однообразная образность заразительна и каждый раз будит зрительское воображение.
Новый спектакль в этом смысле не только не исключение, напротив, счастливое торжество метода. Действие затягивает туда, в зону переоценки привычного. История любви в этом спектакле - затянувшийся стоп-кадр, в котором все ее ощущения и переживания абсолютно, всепобеждающе нормальны. Фантазийная яркость сценических средств и юмор режиссера все очевиднее соединялись с мрачным, беспокойным и трезвым взглядом на реальность.
Несколько лет назад, придя в этот коллектив художественным руководителем, Талгат Теменов сказал, что основная задача - развернуть театр лицом к зрителю, чтобы о нем начали говорить. Для этого есть все предпосылки: помещение в центре южной столицы, в труппе есть талантливые люди, среди них Сагат Жылгелдиев, не говоря уже о Сакене Ракишеве. Репертуар построен “под зрителя”. Прежде всего был поднят художественный уровень спектаклей. И это тогда, когда все только и делают, что жалуются на нехватку денег, Талгат Теменов предпочитает говорить о деле. Жаловаться легко, гораздо труднее попытаться что-то сделать. Он ни в коем случае не хочет останавливать личную актерскую инициативу. “В конце концов, наступает такой период в жизни, когда все накопленное за долгие годы надо кому-то отдать”, - говорит режиссер.
В казахский ТЮЗ имени Г.Мусрепова Талгат Теменов пришел зрелым мастером. Это открылось даже раньше, чем страстность натуры, резкость в выборе и повороте предмета. Его театральный почерк поражает энергией и тем, насколько был внятен. Внятность подчеркивает неожиданность всего, что режиссер хочет сказать, и того, как это “свое” выговаривается.
Впрочем, когда нынешнее существование театра напрямую связано со зрительским успехом, подобный режиссерский уклон в сторону “все, кроме скучного” вполне оправдан. Публики и в самом деле много, и ей действительно не скучно. При этом цинизм и пошлость на сей раз остались за бортом.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение