|
Мария Жумагулова
Творческий “хадж” путника с этюдником
Галерея “Улар” и художественный салон “Онер” представляют персональную выставку Евгения Фридлина “Дневник путешественника”. Название совершенно точное и обозначает новый этап в творчестве художника. Он не делает нам сюрпризов в смысле подбора темы. Она у него одна. Это пейзаж, а еще предпочтительнее - городской пейзаж.
Как известно, любой творческой личности в поисках новизны нужны определенные стимулы. Собственное видение Евгением Алматы состоялось, и он решил значительно расширить горизонты своего восприятия. Путешествие его с востока на запад было далеко не праздным. Подмеченные наблюдательным взглядом художника параллели и контрасты стали основой для его дерзких живописных и пластических экспериментов. Его палитра значительно обогатилась, становясь в зависимости от объекта, то сдержанно-монохромной, то подчеркнуто декоративной.
Зрителю не обязательно апеллировать к названиям картин. Само изображение позволяет адекватно идентифицировать ту или иную географическую точку. Хотя в отдельных моментах для автора определение местонахождения не суть важно. Ведь даже какие-то, на первый взгляд, случайно схваченные фрагменты красноречивы и доносят до нас нечто большее. Человеческая природа по существу везде одинакова и переживает сложные состояния, на которые накладывает свой неизгладимый отпечаток урбанистическая среда. По неуловимым деталям приходит осознание динамичности городских ритмов, порой “съедающих” своей наступательной стратегией покой и уют старой размеренной жизни. Художнику важно выйти за рамки чистой визуальности и опосредованно разглядеть за ней подразумеваемые жизненные ситуации.
Холодная панорама городов скандинавских стран сменяется кардинально звучной палитрой южных широт. Яркие цветовые контрасты создают просто физическую иллюзию нестерпимо палящего солнца. Художник беспрестанно меняет пластический язык, делая акцент на тончайших тональных переходах либо создавая подвижную вибрирующую фактуру. Состояние умиротворенности переходит в бурное торжество наполненных особой энергией форм. Само движение идет как бы по нарастающей - от мягкой трепетности к патетике созидательной силы природы. Каждый мазок кисти отражает силу внутреннего темперамента автора. Импрессионистическая манера письма логически обоснована в соответствии с лейтмотивом творчества художника.
Евгений Фридлин создал собственную городскую панораму, где каждый объект наделен неповторимой эмоциональной аурой и способами художественного воплощения.
По завершении выставки она получит свое продолжение по городам Литвы на площадках музеев современного искусства. Подобные проекты важны для художника как новый опыт подтверждения своей профессиональной и коммерческой состоятельности. А для галереи “Улар” это своеобразный очередной мониторинг по востребованности отечественных авторов на современном арт-рынке.
Окно в мой меняющийся мир
К Дню защиты детей по инициативе Ауэзовского акимата города Алматы была организована персональная выставка Томирис Сериковой. Здесь представлены последние работы юной художницы, объединенные под названием “Мне нравится...” То есть они создавались не на определенную тему, а в силу непосредственных впечатлений, волнующих автора сегодня.
Так, отдельная серия “Моя Алма-Ата” невольно воспроизводит историю города в развитии. Художница отражает его эволюцию не за 150 с небольшим лет, а делает экскурс в далекое прошлое, когда здесь проходили караваны верблюдов, в торжественном молчании возвышались каменные балбалы на фоне вечной красоты гор Алатау. Не устояла она и перед передачей впечатляющих панорам города, торопясь передать свое восхищение грандиозными переменами, происходящими с фантастической скоростью. В этом она не одинока. Как и все ее сверстники, Томирис оценила должным образом преимущества современной инфраструктуры. Легкие силуэты мостов и развязок, беспрерывный поток машин и взявшиеся за руки юноши и девушки, избравшие самую высокую точку обзора - лицом к солнцу, символизируют вечную юность города и его обитателей. Художница отказалась от повествовательности, обоснованно используя приемы символики и обобщения.
Следующая тема, волнующая художницу, как, впрочем, и всех ее ровесников, - атмосфера домашнего уюта и тепла, так актуальная сегодня, в пору чрезвычайной занятости родителей. И, как невольная реакция, - сюжеты счастливого материнства, неприметные эпизоды домашнего быта - прозаичная стирка, штопка одежды, рукоделие... В отличие от предыдущих работ, где превалирующими являются ясность и четкость силуэтов, гармония декоративных пятен, здесь предпочтение отдается сложной разработке цвета, многозначности фактуры, передаче точности движения и поз моделей и их взаимодействия. Эти работы более сюжетны.
Есть у Томирис и серия абстрактных композиций, где акцент делается на ассоциативное восприятие. А их сочетание с элементами натуры также стимулирует воображение зрителей. Особое внимание зрителей привлекла большая композиция “Табун камаргских лошадей”, где каждое животное умиляет психологичностью образа - от наивного удивления до состояния испуга. Полон оптимизма и детской непосредственности автопортрет с ломтиком арбуза во рту. Показательно, что изначально художницей не планировалось собственное изображение, оно получилось само собой. Еще один пример неизмеримых возможностей искусства.
Когда Томирис собрала свои картины для организации выставки, то обнаружилось, что они плавно формируются по определенным разделам, демонстрируя разные грани ее способностей, разные материалы и технологии. Коллаж “Благодать” собран из природных материалов, в сочетании с акрилом создающих неожиданные художественные эффекты. |