|
Айгерим Бейсенбаева
Сезон “Лаборатория музыкальных экспериментов” завершился необычным концертом европейской музыки эпохи барокко. Уникальность творческого вечера Intrabarocco заключалась не только в аутентичном звучании яркого направления музыки XVII века, но и в необычном оформлении сцены в стиле барокко, что создавала непередаваемую атмосферу того времени.
Выступление Государственного ансамбля классической музыки “Камерата Казахстана” совместно со специальным гостем проекта известным виолончелистом Сергеем Истоминым (Франция - Бельгия) состоялось в зале Казахконцерта. Проект поддержали Министерство культуры, Фонд Первого президента, Французский альянс Алматы, Посольство Французской Республики в Казахстане и акимат города Алматы.
Впервые вниманию казахстанцев была представлена классическая музыка барокко в том виде, в каком она звучала в залах старинной Европы
Творчество камерного ансамбля “Камерата Казахстана” под руководством народной артистки Гаухар Мурзабековой направлено на популяризацию старинной камерной музыки в стране, потому репертуар коллектива содержит в основном произведения, редко исполняемые в концертных залах Казахстана.
Выступления проходят согласно единой просветительской идее, и программа концертов с каждым выступлением становится более сложной.
Музыкальный проект, посвященный музыке эпохи барокко, был задуман давно, еще во время работы идейного вдохновителя коллектива Гаухар Мурзабековой в Европе. После знакомства с известным музыкантом Сергеем Истоминым, виолончелистом, чье творчество посвящено эпохе барокко, классицизма и реализма, возникла идея организовать совместный концерт в Казахстане. И, более того, провести подобное выступление не единожды, а установить тесные узы сотрудничества казахстанского камерного коллектива и европейского специалиста в различных музыкальных направлениях.
|
Истомин - яркая фигура европейской классической музыки. Ему довелось поработать вместе с самыми известными коллективами и музыкантами мира и выступить на многих престижных международных фестивалях. В последние годы живет и работает во Франции и Бельгии.
Когда поступило предложение от казахстанских коллег организовать концерт Intrabaroссo, Истомин сразу согласился, так как знал коллектив “Камерата Казахстана” по европейским гастролям.
- В камерной музыке роль играет не количество, а качество, - делится впечатлениями известный музыкант. - Оркестр замечательный. “Камерата Казахстана” - это музыкальные дарования крупного калибра. Работая с таким коллективом, достигнуть хороших результатов было гораздо проще.
Профессионализм команды стал одним из ключевых моментов. Когда мне предложили принять участие в осуществлении этого проекта, я без раздумий согласился. Предвидел, что особых проблем не будет. Так оно и оказалось.
В стиле барокко бывает, что музыканты больше тридцати лет занимаются только этим направлением, чтобы достигнуть определенных результатов, подходящего звучания.
С казахстанским же коллективом особых проблем не было даже при использовании специальных струн и смычков. С одной стороны, так проще, с другой - может быть, не так интересно. Творческий поиск всегда необходим.
Техника исполнения музыки барокко в наше время заслуживает особого внимания. Для данного выступления коллектив приобрел в Чехии специальные струны и смычки. Барочные смычки отличаются формой и необычной легкостью и требуют от музыканта определенного подхода.
Музыка барокко появилась в конце эпохи возрождения. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка ренессанса. Произведения часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию - ликование, печаль, набожность и так далее. Такие произведения писались для виртуозных певцов и музыкантов и обычно были достаточно сложны для исполнения. Детальная запись партий для инструментов была одним из самых главных нововведений периода барокко.
|
Слово “барокко” предположительно происходит от португальского perola barroca - “жемчужина причудливой формы”. Такой жемчужиной в культурной жизни страны стал и концерт Intrabarocco коллектива “Камерата Казахстана”. В программе выступления прозвучали яркие произведения французского, немецкого и итальянского барокко, авторами которых являются Жан Батист Люлли, Карл Филипп Эммануил Бах, Вильгельм Фридеман Бах и Антонио Вивальди и другие.
Этот концерт - своеобразное введение в атмосферу эпохи барокко. Чтобы помочь казахстанскому слушателю проникнуться эстетикой этого музыкального направления, организаторы выступления продумали специальное оформление сцены и зала, соответствующее тому времени. Образы музыкантов, освещение, макияж, декорации - все должно было способствовать воссозданию специальной атмосферы. Различные детали, по словам создателей, не всегда обладают исторической достоверностью, скорее, это своеобразный микс на стыке эпох и то, как мы представляем тот период спустя три столетия.
- Самое интересное в подготовке подобного концерта - это процесс, - рассказывает руководитель коллектива Гаухар Мурзабекова. - Исследование специфики этого направления, работа над деталями. Музыка барокко - отдельная эстетика, требующая особого отношения, этому нужно специально учиться.
Конечно, подойти к данному направлению вплотную возможности у нас сейчас нет, но это только начало, и, думаю, у нас все впереди. Для нас этот проект не разовое прикосновение к музыке барокко, мы собираемся заниматься этим всерьез.
Досье “НП”
Сергей Истомин (виолончель, виола да гамба) начал заниматься на виолончели в возрасте семи лет в МССМ - школе имени Гнесиных. Затем закончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс В.Я. Фейгина). Позже продолжил курс усовершенствования по виоле да гамба и барочной виолончели с Катариной Маинц и Августом Венцингером в Оberlin Conservatory и известном Институте барочной музыки в (Oberlin, Ohio, USA).
Сергей Истомин, ныне живущий во Франции, много выступает с сольными и камерными концертами в Европе и Северной Америке. Сотрудничал с ансамблями “Мадригал” (Россия), Tafelmusik, Аrion (Канада), работал с такими прославленными музыкантами, как Густав Леонхардт, Сигисвальд и Бартольд Кейкен, Аннер Бельсма, Андрю Парротт, Эмма Кекби, Бруно Вайл, Алексей Любимов и многими другими. Играет в ансамблях с Йос ван Иммерсель, Вивианой Софроницкой (исторические фортепиано), Клер Шевалье (фортепиано “Эрард”), Алексеем Семеновым (клавесин, орган, фортепиано), является концертмейстером группы виолончелей в симфоническом оркестре Anima Eterna, где музыканты играют на оригинальных инструментах (дирижер Йос ван Иммерсель, Бельгия). Он также играет с “Диапенте Консорт”, выступает и со своим квартетом “Артуа”.
Музыкант принимал участие в многочисленных фестивалях: St.Riquier, Aix-en-Province, Beaune, Nantes (Франция), Alden Biesen, Brugge, Vlaanderen, Wallonie (Бельгия), Utrecht Festival (Голландия), Leipzig Bach Festival (Германия).
Его выступления неоднократно транслировались по радио в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии. |