|
Дамира Балтабаева из Венеции
Воды канала бьются о потемневшие от времени сваи, выстроившиеся вдоль узких набережных. Черные гондолы блестят боками, покачиваясь на волнах.
Позеленевшие от сырости стены, обнажившие кое-где терракотовую кирпичную кладку, перечеркивающие небо в воде мостики, кованые балкончики и старинные фонари...
Эти места были такими и несколько столетий назад. В этом и заключается волшебство одного из самых удивительных городов мира - Венеции
В город карнавалов мы прибыли ранним утром, и Венеция предстала перед нами розовеющая каналами в лучах утреннего солнца. Оживающая история обступила нас со всех сторон, овеяла прохладным ветром с каналов, отозвалась скрипом деревянных мостиков и качающихся на волнах лодочек.
Само время затерялось в связке узких улочек и каналов, а ощущение реальности покидает гостей с первой минуты.
Как ни печально, Венеция - медленно умирающий город и, возможно, через пару-тройку столетий она потонет в прославивших ее водах. Туристы со всех концов света съезжаются увидеть собственными глазами плывущий город, пока эта архитектурная сказка не погрузилась в волны. О реальности же этой угрозы судить сложно, как и о правдивости любой из легенд, коими полнится история города.
|
Виды, сошедшие с полотен импрессионистов |
Венеция - это как раз то место, которое выглядит так, каким его обычно представляешь. К слову, день, в который нам довелось посетить город, был не совсем обычным. День всех влюбленных в Венеции ознаменовался большим шумным карнавалом. Горожане в старинных костюмах и затейливых масках наводнили площади и улочки городка и с удовольствием позировали желающим.
Немногие из туристов знают, что длинноносые венецианские белые маски в давние времена служили защитой от чумы, а сам костюм состоял из длинного плаща и черной треуголки. История раскрасила этот отрывок темной истории города в самые радостные цвета, покрыла блеском, позолотила. Любой желающий может приобрести кусочек Венеции в виде прекрасной расписанной маски ручной работы из кожи или папье-маше.
Утомленные шумом карнавала и назойливостью предприимчивых местных жителей гости городка торопятся затеряться в узких улочках либо в тишине каналов насладиться непревзойденной древней архитектурой.
Это город, в котором практически нет улиц в обычном понимании этого слова. Есть набережные и переулки, которые называются “калли”, крошечные площади - “кампи”. “Рии” - это многочисленные каналы Венеции. Проплывая по ним, можно видеть, как менялась архитектура города с каждым новым столетием и эпохой.
Вдоль каналов расположились причалы старинных палаццо, которых здесь почти две сотни. Зодчие умели сочетать архитектурные сооружения с окружающей средой. Полное отсутствие замкнутости пространства, обилие света, игра теней, то, что здесь называется “прозрачной воздушной архитектурой”. Город никогда не нуждался в неприступных каменных сооружениях, так как здесь с давних времен полагались на дипломатию и защиту водных каналов.
Одна из самых главных достопримечательностей города - площадь Святого Марко. В XIX веке Венеция была так богата, что смогла построить собор невиданной по тем временам красоты и роскоши, который стал символом могущества и богатства города. Собор святого Марка построен в форме креста. Рядом с собором на небольшой площади Пьяцетте находится Дворец дожей - правителей Венецианской Республики. С двумя огромными колоннами на набережной Пьяцетте у итальянцев с незапамятных времен связано предание. На одной из колонн установлена статуя Святого Теодора, одного из покровителей Венеции, а на другой - статуя крылатого льва, ставшего символом города. Предание гласит, что с человеком, прошедшим между этих двух колонн, непременно случится несчастье.
|
Оживленное речное движение |
Венецианское стекло - еще один символ города. В XXIII веке на одном из венецианских островов - Мурано - начала работать мастерская, изготовлявшая тончайшее стекло. На острове вероятность сохранить в тайне рецепты ремесла была больше. Стеклянные шедевры выполнялись буквально на одном дыхании и являли собой образцы отточенного веками мастерства. С техникой выдувания стекла сегодня можно ознакомиться в многочисленных выставочных залах и стекольных мастерских как в самой Венеции, так и на острове Мурано.
Настоящую Венецию - с роскошными фасадами, лепниной и причалами - можно увидеть только с воды, так как город строился, ориентируясь именно на водный транспорт. К услугам туристов немногочисленный общественный речной транспорт, незатейливые лодочки и символ города - черная гондола.
Легенду о том, почему все гондолы именно черные, вам с трепещущим голосом расскажет любой гид. История гласит, что один городской правитель - старый дож, женатый на молодой красавице, узнал, что к его супруге по ночам наведывается молодой любовник, приплывающий на черной гондоле.
Дож был человеком широкой души и не стал проливать кровь, преследовать молодых людей или препятствовать их встречам. Но чтобы скрыть позор, он решил издать указ, повелевающий покрасить все гондолы в черный цвет, чтобы никто не заподозрил, что к его дворцу каждую ночь причаливает одна и та же лодка.
Подобных этой легенд у жителей Венеции накопилось большое количество, практически любая достопримечательность имеет цветистую иногда романтическую, а иногда трагическую историю. Венецианцы очень ревностно относятся к символам своего города, да и сами давно превратились в символы, не говоря уже об их жилищах. Большинство зданий города имеет историческую ценность и потому радости наружного ремонта домов местным жителям неведомы. Политика города запрещает обновлять фасады, дабы сохранить первоначальный вид экспонатов города-музея.
Многие счастливые обладатели жилищ на первом этаже живут в постоянном страхе наводнений, которые происходят довольно часто.
|
Туристы в образе венецианских жителей |
Во время затоплений люди помимо ценностей и домашних животных непременно спасают домашние растения, так как наземной растительности немного. Любой уголок, тот, что не занят водой, обязательно замощен камнем, потому в городе практически нет зелени. Жители выращивают растения на крышах, террасах и балконах, превращая их в настоящие сады Семирамиды.
Приливы из Адриатического моря - это беда и спасение Венеции. Сырость губительно действует на произведения архитектурного искусства. В восьмидесятые годы соленая вода едва не расточила хрупкий фундамент церкви Сан-Никола дей Мендиколи, построенной в XII веке. Однако же перекрыть воды моря нельзя, так как волны Адриатики очищают воду в каналах, являющихся настоящими артериями города.
Не каждое здание в городе имеет выход на каменную улицу, зато каждое имеет свой причал. Тяжелые ступени спускаются прямо к воде. У подъездов возвышаются ряды свай, к которым привязываются лодки и гондолы. Даже эти шесты, украшенные резьбой, позолотой и ковкой, порой являют собой настоящие произведения искусства, как и все в Венеции.
Фото Наталья Иваненко |