|
Айгерим Бейсенбаева
Белые души ангелов мечутся по сцене, погружаясь в волны трогательной музыки. Звуки клавиш наполняют воздух какой-то, как ни странно, звенящей тишиной, в которой будто слышен легкий, еле уловимый шелест крыльев-рук.
То ли люди, то ли ангелы проживают на сцене целую жизнь, воплощенную в танце. Умирают, оживают, любят, ненавидят, кричат и шепчут...
Все это новая постановка танц-театра сестер Габбасовых “Ангелы”, открывшая IV Центральноазиатский фестиваль современного танца.
Все это больше, чем танец
Центральноазиатский фестиваль современного танца проходит в Алматы уже несколько лет подряд, и каждый год его с нетерпением ждут ценители и профессионалы.
Современный танец - одно из самых демократичных направлений и вместе с тем по-настоящему интеллектуальное. Жестом, движением на сцене рассказывается больше, чем с помощью длинного пространного монолога.
В танце раскрывается душа. Конечно, чем танец профессиональнее, тем ярче звучит мысль.
В Казахстане это направление обретает все большую популярность. По словам организаторов фестиваля, мероприятие способствует этому благодаря создаваемому на данной площадке творческому диалогу между приверженцами современных направлений танца.
Гостями фестиваля неизменно становятся хореографы из Европы и Центральной Азии. Отечественные танцовщики каждый год с нетерпением ожидают фестиваля, чтобы продемонстрировать публике, над чем они работали целый год.
Профессионально известные труппы - театр Гульнары Адамовой “Самрук” и танц-театр сестер Габбасовых - ежегодно представляют на фестивале интересные спектакли и являются постоянными участниками мероприятия.
В этом году они порадовали зрителей интересными премьерами.
Сестры Габбасовы основали свою школу-студию, в которой обучают людей современному танцу. В этом году фестиваль открылся новым спектаклем “Ангелы” с любительской труппой. Несмотря на то, что в постановке задействованы непрофессиональные танцоры, спектакль получился по-настоящему интересным и трогающим душу. Хорошая режиссура и желание любительской труппы вложить в танец всю душу дали хорошие результаты, компенсирующие недостатки танцевальной техники.
Глубокомысленные выступления в постановке известных хореографов и начинающих режиссеров театра создали в зале настоящую атмосферу благоговейного транса. “Смятение души” Гульнары Габбасовой в исполнении учащихся 3-го курса Алматинского хореографического училища имени Селезнева, “Замкнутый круг” постановки студентки 4-го курса факультета хореографии Академии искусств имени Жургенова Екатерины Поцелуевой. “Скользящие в танце” - выступление Театра современного танца Гульнары Адамовой “Самрук”. Фантастические звуки композиций Яна Тирсена, магия чувственных, наполненных душой движений, нехитрый, но исполненный смысла антураж, специальное освещение - все это создавало на сцене маленькое чудо под названием “танец”.
О еще одном новом явлении в сфере отечественной хореографии рассказывает организатор фестиваля Флюра Мусина: “Ярким выступлением в программе фестиваля порадовала группа “Контактеры” под руководством Натальи Новиковой. Новикова окончила Академию искусств имени Жургенова, ученица Гульнары Адамовой. Она ставила спектакль для театра Адамовой “Лысая певица”, который с большим успехом прошел у нас на втором фестивале. А сейчас она собрала вокруг себя людей, которые желают заниматься контактной импровизацией - это одно из направлений современного танца. Коллектив совсем молодой, даже труппой его пока не назовешь, скорее, группа энтузиастов. Занимаются три месяца. Теперь рискнули показать себя зрителю и представили совсем маленькую импровизацию в рамках нашего фестиваля. Постановка называется “Сад дня”. Ребята окрылены тем, что у них получилось выступить, и планируют представить что-нибудь на следующем фестивале.
Контактная импровизация - это достаточно известное и распространенное направление в современном танце. В принципе, его используют многие хореографы. Если взять “По ту сторону” Гульнары Адамовой, то практически половина номера построена на контактной импровизации. Смысл ее заключается в том, что импульс человеческого тела через движения передается другому. И тела танцовщиков должны быть чувствительны к этим импульсам и к тому же уметь перемещать центр тяжести внутри тела. Это дает возможность выполнять завораживающие по форме движения. И эти движения могут быть поистине фантастическими. Должно быть правильное, четкое распределение тяжести, сочетание полного расслабления и контроля над телом и, конечно, очень важно внутреннее состояние.
У нас нет никого, кто работал бы только в этой технике. Наталье Новиковой это интересно, так как ей важно, чтобы во время выступления люди чувствовали друг друга. Со своими учениками она всерьез взялась за это направление, и, думаю, их на этом поприще ждет успех”.
Одним из новшеств в проведении фестиваля стало то, что в программу фестиваля были привлечены выступления в жанрах смежных направлений.
Режиссер Наталья Дубс представила пластический перфоманс, в котором были задействованы как профессиональные танцовщики, так и студенты актерского отделения Академии искусств имени Жургенова. Выступление называлось “Убийство времени посредством бесполезных занятий”. Философский спектакль, созданный по мотивам повести Беккета о том, как мы убиваем время, которое потом убивает нас. Постановка в традициях танц-театра, который предполагает пластическое действо, слова, декорации. Выражение мыслей, действия эмоций через танец.
Помимо прославленных артистов на фестивальной площадке состоялись выступления студентов Академии искусств имени Жургенова. На каждом фестивале случаются открытия, и в этот раз таким открытием стало выступление Егора Васильева, студента 4-го курса факультета хореографии АИ имени Жургенова.
“В первый год проведения фестиваля Егор только поступил на 1-й курс к Гульнаре Адамовой, - делится впечатлениями Флюра Мусина. - Он тогда выбрал режиссуру современной хореографии. На первых двух фестивалях он просто наблюдал, а на третий решился выставить небольшой двухминутный номер, и вот в этот раз он всех просто поразил. Во-первых, потому что техника исполнения очень выросла, во-вторых, постановка получилась очень интересная. Абсолютно свой авторский почерк прослеживался в выступлении под названием “Нарцисс”, это было не похоже ни на Габбасовых, ни на Адамову. Это как раз то, ради чего мы устраиваем подобные фестивали. На прошлом фестивале таким ярким явлением стал танец “Моя первая осень” Олега Пака, и это была его дипломная работа.
Обычно современный танец специальные учебные заведения не воспринимают всерьез, но это, в первую очередь, свежая кровь, то, что питает танец как общее понятие.
Область образования в сфере современного танца у нас находится в выигрышной позиции, потому что с 1995 года в программе училища есть современный танец как самостоятельная равноправная дисциплина.
Не многие хореографические училища могут похвастаться таким отношением к современному танцу. Конечно, часов, отведенных на современный танец досадно мало, но компенсировать этот дефицит может проведение мастер-классов с приглашенными преподавателями, на что и нацелен фестиваль.
У нашего фестиваля не было широкой рекламы, и потому пришли в основном настоящие ценители, а для нас ценен как раз такой зритель, пришедший не просто за пищей для глаз. Информация не просто перебрасывается со сцены, а происходит настоящий диалог. Этот процесс соучастия в современном творчестве очень важен.
Мы рады, что VI фестиваль состоялся, у нас громадье новых планов, нацеленных на развитие современного танца, и мы бесконечно благодарны всем тем, кто поддержал нас в этом году, и в первую очередь руководство Алматинского хореографического училища, предоставившего сценическую площадку для выступлений.
Благодаря этому настоящих ценителей современного танца становится с каждым годом все больше”. |