|
Искусство, развернутое в пространстве
В художественной галерее “Ою” открылась Международная выставка “Многоликая Евразия” с участием 40 авторов, представляющих Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Италию и Германию.
Мир, оказывается, настолько тесен на самом деле, что отследить переплетение культур, частных и общих моментов образной и художественной выразительности - традиций и новаторства, национального и интернационального, европейского и азиатского - становится чрезвычайно сложно. Политическая и экономическая интеграция не может влиять на эту ситуацию прямолинейно, а только весьма сложным и опосредованным образом. При этом следует учитывать и особенности региональных школ, и индивидуальное видение отдельно взятого автора.
Таким образом данная выставка дает большую информацию для размышлений. Хотя, если отбросить в сторону все эти сложные умозаключения, то сам процесс обзора экспозиции доставляет просто море наслаждения. Ощущение такое, словно после долгого насиженного места вдруг открылась такая панорама, что ни надышаться, ни насмотреться. 60 работ - это 60 впечатлений, неповторимых во всем.
Энергетически насыщенная “Муза” в вышивке тамбурным швом М.Зейнелхана; своеобычная пластика Ш.Гулиева; трепетная живопись Р.Кульбатырова; ностальгический “Вкус детства” О.Шуранова; только высоким слогом можно выразить воздействие мощного, всегда актуального искусства С.Айтбаева, языческую стихию С.Тайнова, приятную экзотичность Ж.Матураимова... - просто невозможно перечислить все то многообразие каскада выплеснувшихся чувств и эмоций авторов, последовательно атакующих зрителей. Выставка лишний раз подтверждает безграничный потенциал идейных и формальных возможностей для художников, беспокойных и ищущих своего лица, собственных путей выразительности. Сколько авторов - столько способов визуальной трансформации их образного видения. Географические параметры ни в коей мере не служат ограничением для творческих изысканий. Хотя, несомненно, участвуют в национальной самоидентификации художников. Как говорится, истоки видны невооруженным глазом. Но нельзя исключать влияние и взаимодействие все более уплотняющегося международного художественного пространства, создающего причудливый синтез стилистического разнообразия.
Евразия оказалась многоликой, как в буквальном (столько увидено этнических ликов), так и в широком планетарном смысле. Добрый юмор и ирония, философия и лирика, эпичность и камерность, реализм и символика, драматизм и умиротворенность - все нюансы того, что называется жизнью. Столько же вариантов изобразительного воплощения - живопись и скульптура, графика и коллаж, технологические изыски, жанровое многообразие - раскрывают Евразию в ее интригующем единоначалии и разночтении.
Обнаженность тела, мыслей и чувств
Персональная выставка молодой художницы Бахыт Бубикановой, организованная в Центральном выставочном зале, может быть воспринята, как своего рода вызов ценителям искусства. Собранные в одном месте произведения графики и живописи под объединяющим их названием “Homo” уж очень радикальны и неожиданны на фоне многочисленных экспозиций, рассчитанных больше на получение чистого эстетического наслаждения. Но сразу хотелось бы предостеречь зрителей от отождествления личности художницы с образами, запечатленными в ее произведениях. Хотя она сама намеренно и дерзко прибегает в них к изображению своего узнаваемого автопортрета. И этот момент является особенно шокирующим, ибо здесь преобладает утрированная трактовка мужских и женских персонажей с явно выраженным циничным и уродливым накалом.
Но это далеко не то, что представляет собой Бахыт, милая, целомудренная девушка с ее чистыми личными представлениями об идеале во взаимоотношениях противоположных полов. И именно потому она особенно болезненно реагирует на современную ситуацию, когда низменные инстинкты являются определяющими в этой, пожалуй, самой важной и до недавнего времени наделенной святостью и высокими сокровенными чувствами интимной сфере. Обилие обнаженных тел в сложнейших ракурсах с откровенной трактовкой сексуальных, с выраженной похотью сцен, как ни странно, не вызывают ощущения пошлости. Ибо здесь ненавязчиво присутствует, как ни парадоксально, нравственная позиция автора. Это протест против явной дискриминации женщины при как бы очевидном ее равноправии. Но при этом она уничижена, распята как объект извращенного, вожделенного отношения со стороны мужчины, сброшенная с пъедестала заслуженного почитания.
Надо отдать должное мастерству художницы в решении довольно сложных многофигурных композиций. Скульптор по образованию, она блестяще справляется с передачей пластики обнаженного тела, отличающегося точностью их анатомической проработки. Напряженная драматургия убедительно прочитывается через характерность поз, экспрессию движения, мимику лиц. Распростертое на полу обнаженное тело в этюде красноречиво расскажет, пожалуй, больше, чем самый психологический портрет в привычном понимании. Обостренное восприятие автора выражается вполне адекватно через краски на холстах - ярких, контрастных, создающих активную, обоснованно агрессивную энергию. Подвижный абрис фигур в их подвижном хитросплетении демонстрирует умелую руку рисовальщика.
Гедонистическая, на первый взгляд, тема не дает ожидаемой легкости и фривольности, настраивая на философское осмысление сокровенного смысла высокого понятия любви, постепенно отодвигаемого издержками современной цивилизации на периферию человеческих чувств и отношений. И это не может не тревожить!
Мария Жумагулова |