Мария Жумагулова
Мэри О’Коннер можно назвать человеком мира. Она объездила полсвета, ощутив на себе и своей семье все прелести разных широт и климата. И хранит в своей душевной копилке массу впечатлений. К Алматы же она испытывает особую привязанность, побудившую ее полностью и бесповоротно обратиться к живописи. У Мэри прекрасное образование. Она долгое время работала дизайнером интерьера. В Новой Зеландии решила свое хобби - увлечение живописью - повернуть в профессиональное русло и посещала студию мастера, методику преподавания которого она освоила, и сейчас, кстати, практикует ее в своей студии в Алматы
Мэри покорила природа Казахстана необыкновенным разнообразием и девственностью ландшафта. Ее беспокойная натура не позволяет ей сидеть на одном месте. Всей семьей выезжают они в самые отдаленные уголки, где наслаждаются миром и покоем, по счастью, еще не совсем освоенных человеком мест. Возможно, большинству из нас еще не довелось там побывать в силу нашей привычной психологии: успеется, никуда от нас не убежит.
Мэри гонит жадность к новым впечатлениям, ее поражают новые открытия в неизведанной природе, погодные сюрпризы, прекрасные растения и представители доселе не встречаемой фауны. Алматинские яблоки, местная зима, горные ледники, приятная прохлада, дороги к Шымбулаку, летняя жара дают ей повод для создания ярких контрастных цветовых композиций, ассоциирующихся с незабываемым образом города и его окрестностей.
И все это она спешит запечатлеть в своих картинах. Хотя рядовому зрителю бывает трудно догадаться, что в ее живописи находят отражение конкретные события, зафиксированы конкретные места и объекты. Она любит авангардную живопись 50-60-х годов ушедшего столетия и сама работает в абстрактной манере. У нее совершенно своеобразный стиль письма и ритм работы. Так, свои картины она пишет долго, время от времени возвращаясь к ним. На каждую из них уходят годы. Мэри не торопится поставить последний мазок. Хотя первые впечатления, как непосредственный живой импульс, спонтанно выплескиваются на полотно с одного раза. Затем она накапливает внутри свои эмоциональные переживания и постепенно выкладывает их на поверхность картины.
Получается многослойная живопись, где ранее наложенные мазки эффектно просвечивают через новый слой, заставляя вибрировать красочное пространство произведения. Здесь можно обнаружить узнаваемые изобразительные мотивы, знаковые элементы, наделенные символическим смыслом. Много места занимают надписи на русском, английском и других языках, становящиеся важными компонентами композиции.
Так, свою грусть расставания с подругами, которых жизнь разбросала по всему свету, она передает через воспоминания о теплых встречах за чашкой чая. На самом деле это абстрактная композиция, где через угадываемые символы чаепития, детали уютных посиделок создается трогательная атмосфера общения. Как нередко бывает с особенностями климата в Алматы, где встреча зимы и весны - почти естественное состояние, так и в картинах отличаются многочастностью построения, как бы развивая динамику сюжета. Либо представляют небольшую серию, разделенную между собой на ряд полотен, воспринимающихся при этом визуально целостно. Тут срабатывает дизайнерский опыт Мэри.
Она может работать в любом стиле и направлении, поскольку овладела школой живописного мастерства, где цикл занятий дает необходимую основу. А остальное уже зависит от меры человеческого таланта и, главное, верности и преданности избранному искусству. |