|
Антон Компанеец
Глобальный экономический форум и обучение изобразительному искусству, крупнейшие политики, бизнесмены, ученые и маленькие дети, нанотехнологии и творческое воображение... Как это все оказалось связанным друг с другом и какое имеет отношение к развитию человеческого капитала в Казахстане?
В поисках ответов на эти вопросы мы беседуем с журналистом и переводчиком Александром Загрибельным и учеником 8 класса гимназии №1 города Тараза Богданом Загрибельным.
Отец и сын недавно вернулись из Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии, где проходил Глобальный форум по устойчивой конкурентоспособности государств. Впервые в работе международной встречи такого уровня принимали участие представители юного поколения, достигшие высоких творческих результатов
- Богдан, о твоей поездке уже писали газеты. В 2007 году ты победил на Всемирной олимпиаде детского творчества. И потом на фестивале в Вашингтоне познакомился с президентом Международного фонда детского искусства (ICAF) Ашфагом Исхаком, который и пригласил тебя на этот Глобальный форум. А как ты думаешь, почему именно ты попал в число приглашенных детей - ведь отбор проходил из большого числа победителей олимпиады?
- Наверное, на этот вопрос лучше всего мог бы ответить сам доктор Ашфаг. Я могу лишь предполагать... На той олимпиаде победили сотни детей из разных стран, и многие были достойны такого приглашения. А выбрали лишь пятерых - Николаса Гойетта из США, Кваниту Квамарани из Индонезии, Ютху Юнг из Малайзии, Абдуллу Хоброма из Саудовской Аравии и меня от Казахстана. Меня попросили перечислить все мои награды, полученные на различных конкурсах. Когда мы их подсчитали, оказалось 18 наград. Может быть, это сыграло роль, может, что-то другое.
- Все награды за рисование?
- Не только, у меня несколько дипломов за победы в международных интеллектуальных конкурсах “Золотое руно”, “Кенгуру”, “Ак бота”, “Русский медвежонок” и других.
- Богдан, а как ты воспринял известие о своем участии в форуме?
- Когда я узнал об этом, готовился к городской олимпиаде по химии, думал только об этом, остальное меня мало интересовало. И, честно говоря, победа на олимпиаде доставила мне больше радости, чем известие о поездке.
Но когда я узнал, что на форум приезжают нобелевские лауреаты, в том числе Гарри Крото - один из крупнейших ученых современности, получивший премию за открытие фуллеренов (нового аллотропного состояния углерода - С60), которые сейчас активно применяются в нанотехнологиях, вот тогда я по-настоящему захотел поехать.
- Ты, конечно, не видел, но многие еще помнят, как юные пионеры выстраивались перед трибунами и приветствовали съезды КПСС. У вас было примерно так же?
Богдан
(смеется):
- Нет, совсем не так. Наши выступления были посвящены роли обучения искусству. Но каждый рассказывал о своем опыте и достижениях. А общая цель была, думаю, показать, как важно с ранних лет творчески развивать детей и привлечь внимание к рисованию.
Александр:
- Впервые в работе такого крупного взрослого мероприятия приглашенные дети должны были произнести пяти-, семиминутную очень не простую речь на тему, которая в педагогике-психологии порой потянет на целую монографию. И все это на английском языке.
|
Обсуждение с профессором Ашфагом Исхаком |
- Значит, говорить тебе, Богдан, пришлось все-таки не про любимую химию?
- Я должен был рассказать, как раннее обучение рисованию повлияло на мое развитие. Вдобавок всего за пять минут я должен был еще рассказать о себе, о своих друзьях и о Казахстане...
Я могу просто повторить кое-что из своей речи, которую по-английски выучил почти наизусть: “Когда мне было полтора года, моя мама, художница и автор казахстанских учебников по ИЗО, дала мне в руки кисточку и акварельные краски. И с тех пор столько, сколько себя помню, я рисую. Еще до того, как я научился говорить, мог выразить себя через линии и краски. Я воспринимал буквы и слова как рисунки, в 2,5 года выучился читать и вскоре самостоятельно перечитал наиболее популярные детские книги. Я считаю, что занятие искусством расширило круг моих интересов и развило познавательные способности.
Возможно, рисование помогало мне видеть, как работают и сочетаются молекулы в химических веществах. Воображение необходимо не только в искусстве, но и в точных науках тоже.
Конечно, мне очень повезло, что моя мама занималась со мной. Но надо сказать, что ее метод за годы работы в изостудии разбудил множество талантов. В разные годы ее студийцы стали обладателями более трехсот самых престижных наград на международных конкурсах по изобразительному искусству в России, Польше, Индии, Франции, Германии, Норвегии, Соединенных Штатах и Австралии”.
А в заключение я сказал: “Мне очень приятно, что все вы, важные взрослые люди, слушаете меня и моих друзей. Это позволяет нам оптимистично глядеть в будущее. И это значит, что слова французского философа-просветителя Дени Дидро - “Страна, в которой учили бы рисовать, так же, как читать и писать, превзошла бы все другие страны в искусствах, науках и ремеслах” - смогут стать реальностью для многих государств мира”.
- А почему, собственно, рисование, почему не музыка, танцы или другие искусства?
Александр:
- Возможно, я не прав, но думаю, что ни в музыке, ни в танце таких мощных импульсов познания мира, как в изобразительном искусстве, все-таки нет.
Да, музыка даже более эмоциональна, чем рисование. Еще с пеленок Богдан слушал Моцарта и Баха. И сейчас на гитаре он играет достаточно сложную, а главное, интересную ему самому классику. Но, рисуя, ребенок будит свою творческую фантазию, развивает наблюдательность, создавая композицию, овладевает плоскостью листа, названиями и свойствами геометрических фигур. У него активно развивается мелкая моторика руки, а следовательно - мозг, формирование которого, как свидетельствует физиология, завершается к 6-7 годам.
Неосознанное, но активное сравнение линий, форм, цветовых отношений, свойств материалов, организация пространства - вот что такое рисование в самом раннем возрасте. Это упражнения в анализе и синтезе, это активная работа творческого воображения, без которого немыслимо успешное овладение школьными дисциплинами и дальнейшее продвижение по лестнице знаний.
Успехи Богдана объясняются не тем, что он вундеркинд, как значилось в заголовке февральской статьи в “Казправде”, а тем, что с самого раннего возраста с ним правильно занимались. В основном, конечно, мама.
|
На приеме у Аль Даббаха |
- Я подумал сейчас, что рисование, вероятно, не только способ познания мира и накопление багажа знаний, но еще и способ познания себя. И кроме процесса самовыражения и воплощения собственных фантазий это еще и коммуникативная функция?
- На домашних видеокассетах прекрасно видно, как трех-, четырехлетний Богдан серьезно и одновременно по-детски увлеченно рисует. Как он старательно пытается объяснить взрослым и сверстникам свои рисунки, висящие на стенах комнаты. Рисование - это раскрепощение фантазии и возможность самовыражения, самореализации, общения с окружающим миром, когда еще нет полновесной вербальной возможности такого общения.
Я многократно переводил на английский уроки жены, когда мы работали в американских школах, и хочу провести такую параллель - детское творчество в рисовании в определенной мере повторяет ранние этапы развития человечества. Первобытный человек, не имевший разработанного понятийного аппарата, а тем более письменности, не оставил памятников словесного искусства, но в изобразительном он достиг поразительного совершенства, и до сих пор нас удивляет красота, грация и мощная символика пещерных и наскальных рисунков.
Нечто подобное прорывное повторилось и в эпоху Возрождения, когда живопись и скульптура опередили все другие искусства, породив таких титанов, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, творчество которых шло рука об руку с изобретательством, научными исследованиями, архитектурно-строительными дерзаниями, а в музыке тогда еще даже не существовало современной темперации.
В современном мире принцип, сформулированный Дидро, в наибольшей мере реализовала Япония - страна, в экономической и эстетической состоятельности которой вряд ли кто-то усомнится.
На форуме был даже цикл специальных выступлений на тему, как готовить нобелевских лауреатов. Понимание ценности раннего развития должно стремительно вырасти в своей популярности. Это относится ко всему спектру обучения и воспитания. Достаточно большой переводческий опыт позволяет мне утверждать, что ребенок, начавший изучать иностранный язык после шести-семи лет, уже никогда не избавится от акцента. К сожалению, я сам тут очень многое упустил в отношении сына. Как говорится, сапожник без сапог. Не совсем, правда, но все же.
А занятие изобразительным искусством в раннем возрасте - это эффективный подход и, можно сказать, разработанная технология для того, чтобы вырастить успешных, интеллектуально развитых детей на базе каждой отдельно взятой семьи - ячейки общества. И это обеспечит фундамент для реализации ныне широко обсуждаемой программы развития человеческого капитала в Казахстане. Поскольку рисование - это занятия с маленькими детьми, доступные практически всем неленивым мамам и папам, бабушкам и дедушкам без специального образования и с любым уровнем достатка.
О том, как строить свои занятия с ребенком, я уверен, с удовольствием расскажет мама Богдана. Она сейчас как раз начала работу над книгой об этом.
|
Нобелевский лауреат по физике Роберт Ричардсон |
- И мы можем надеяться, что недалек тот день, когда у Казахстана появятся собственные нобелевские лауреаты? Кстати, а мама, которая, можно сказать, всю эту кашу заварила, с вами не поехала?
Александр:
- Конечно, Надежда очень хотела поехать, но Саудовская Аравия - страна специфическая. У нас бы появилось слишком много организационных проблем. Например, там для женщины нужна специальная черная одежда - хиджаб. Для женщин даже вход отдельный, и сидят они за стенкой, отделяющей их от остального зала. Женщине одной нельзя выходить на улицу в магазин.
Плюс дополнительные расходы на проезд и проживание - все достаточно дорого. И если Богдану расходы закрыл ICAF, то с приобретением билетов, кстати, как и три года назад с путешествием в Вашингтон, нам помогла компания “ПетроКазахстан”, которая много делает для поддержки творчески одаренных детей в Казахстане.
- Богдан, какие у тебя остались впечатления от Аравии, там очень жарко?
- Зимой там плюс 28 градусов. Мне очень понравилась Саудовская Аравия. Это страна, которая смело вступает в будущее, но при этом хранит свои культуру и традиции как зеницу ока. Хотя мы были там всего три дня, впечатлений я получил больше, чем даже от месячного пребывания в Америке.
Все арабы, с которыми мне довелось встречаться, были крайне вежливы, культурны. У них очень естественные и открытые улыбки. Там абсолютно безопасно можно ходить по ночным улицам. Это страна фантастического гостеприимства. Когда я был там, мне показалось, что арабский мир переживает свой новый расцвет.
В бескрайней пустыне, где нет ни одной реки, они создали оазис с пальмами и грандиозными современными зданиями. Мне там дышалось совершенно, как дома. Я очень хотел бы еще раз поехать туда - пожить подольше.
- А что было самым интересным и запоминающимся, что следовало бы отметить особо?
Александр:
- Самым неожиданным и поэтому самым впечатляющим было то, что на экономическом форуме авторитетнейшие люди разных стран, крупнейшие бизнесмены, нобелевские лауреаты и целая когорта профессоров ведущих университетов старого и нового света почти в один голос говорили о реформе образования. И основной акцент делался отнюдь не на подготовку высококвалифицированных экономистов и совершенствование преподавания точных наук, а на развитие гуманитарных дисциплин и творческого мышления.
Бывший премьер Великобритании Тони Блэр в семи развернутых тезисах предложил не просто больше вкладывать в образование, но, в первую очередь, пересмотреть его содержание в пользу серьезного расширения гуманитарного блока. Он подчеркнул, что поддерживает раннее обучение детей изобразительному искусству, поскольку оно создает здоровую атмосферу соревновательности между детьми. “Успех, - сказал он, - начинается не с политики, а с добротного образа мысли. И солидный бюджет Великобритании обязательно будет способствовать воспитанию ярко мыслящего поколения”.
Так, в насыщенном растворе многообразных выступлений о мерах по преодолению глобального кризиса, об устойчивой конкурентоспособности государств неожиданным и знаковым для меня стала кристаллизация темы образования.
Профессор Ашфаг, задумав и организовав выступление детей, попал в болевую точку современной проблематики. А сама возможность детского присутствия на серьезном взрослом форуме возникла благодаря удивительной дальновидности председателя форума - главы Генерального управления по инвестициям Саудовской Аравии его превосходительства Амр Аль-Даббаха, который отметил: “Мы понимаем, что инновации являются фундаментальными признаками наиболее развитых стран и наилучший способ обеспечить приток инноваций в страну - это распознать и поддержать творческое воображение и творческую активность на как можно более раннем этапе развития личности”, - это ли не переформулированные на современный лад слова Дени Дидро?
|
Нобелевский лауреат по химии Гарольд Крото |
- Чем объяснить такое совпадение мнений?
- Самое современное экономическое прогнозирование на суперкомпьютерах не смогло предсказать кризис, в одночасье обрушились основные биржевые индексы и произошел коллапс банковской системы. Точные науки, в определенном смысле, дали сбой. И вот в хаосной “пене дней”, как это ни странно, вперед выдвинулись проблемы совершенствования преподавания гуманитарных наук и задачи педагогики раннего обучения, способствующей развитию творческого мышления. Большое видится на расстоянии - пространственном и временном - проблема, озвученная на Глобальном форуме, возникла не в одночасье. Те же самые вопросы поднимались достаточно давно и у нас, в Казахстане, еще в период подготовки экспериментальных учебников по ИЗО для 12-летней школы. (“Казправда”, 20.02.04 - “Творчество в противовес шаблонам и стереотипам”) Надеждой Рауповой. Еще ранее ею создано методическое пособие по обучению изобразительному искусству детей дошкольного и младшего школьного возрастов, где показывались возможные пути творческого развития детей на самых ранних этапах.
Кстати, это пособие победило на республиканском конкурсе по обновлению гуманитарного образования в Казахстане. И было признано экспертами не имеющим аналогов в мировой практике. Но издалось оно лишь в рамках проекта фонда Сорос небольшим тиражом, и до сих пор эти крайне затертые книги расходятся по рукам педагогов, а повторного издания так и нет - как говорится, нет пророка в своем Отечестве.
- Ну, а как же учебники, создаваемые ею? Они издаются?
- Да, но там тоже немало своих проблем. Но об этом, наверное, лучше поговорить с самой Надеждой.
- Богдан, а нобелевского лауреата тебе все-таки удалось увидеть? И какие еще встречи тебе запомнились?
Богдан:
- Еще бы! Я ведь за этим и ехал в Эр-Рияд! Встреча с нобелевским лауреатом по химии Гарольдом Крото меня очень вдохновила. Мы немного поговорили. Я подарил ему свой рисунок. Как оказалось, Гарри сам прекрасный художник и изобразил мне открытый им фуллерен. Я, волнуясь, сказал, что тоже хотел бы стать нобелевским лауреатом по химии. Мне понравились его слова: “Я никогда не стремился стать нобелевским лауреатом, а просто делал свое любимое дело”. Сейчас он живет и работает в университете во Флориде.
Еще мы встретились и сфотографировались с нобелевским лауреатом по физике Робертом Ричардсоном. А единственный человек, с которым мы на форуме смогли поговорить по-русски, был директор Эрмитажа академик Михаил Пиотровский. Он сказал, что ему понравилось мое выступление, поздравил меня и родителей, дал свою визитку и пригласил в Эрмитаж.
Александр:
- Была еще одна встреча. Его превосходительство Амр Аль Даббах - управляющий Агентством по генеральным инвестициям - устроил специальный прием для детей. Встреча была очень теплая, и было особенно приятно, когда он вспомнил о своем визите в Казахстан. Ему очень понравилось наше гостеприимство и наше казы, которое он ел в первый раз. Он сравнил Казахстан и Саудовскую Аравию.
Две очень большие страны по территории с приблизительно одинаковым количеством населения. Оба государства очень богаты природными ресурсами, которые надо разрабатывать для развития экономики. И он выразил надежду, что его следующий визит в Казахстан, связанный с инвестициями, будет успешным и взаимовыгодным для обеих стран.
Но, самое важное, укрепилось понимание, что основные инвестиции любого смотрящего вперед государства - это инвестиции в человеческий капитал. Уж они-то всегда окупаются сторицей!
Сайт Глобального форума GCF
http://www.gcf.org.sa/en/GCF-2010/ |