Дуэт живописи
и керамики
Гости вернисажа в отеле “Хайят” стали очевидцами красивой выставки работ двух очаровательных женщин Изабель Вершурен и Мэри О’Коннер. С первого взгляда становится ясно, дуэт сложился - яркая сочная живопись Мэри прекрасно согласуется с объемными пластическими формами керамики Изабель.
У Изабель Вершурен нет проблем с поисками вдохновения. Оно всегда при ней, что дает возможность не повторяться. Только недавно она демонстрировала коллекцию своих работ в арт-центре “Алма-Ата”, и вот новые творения. Глядя на изящество и отточенность форм ее керамики, трудно поверить, что автор имеет дело с трудоемким ремеслом и непростым материалом. У нее свой узнаваемый стиль, отличающийся также разнообразием вариаций и подразумевающий вечную интригу для почитателей ее таланта. В строгую монохромную гамму ее работ и стройную утонченность вытянутых форм вносится целый набор притягательных элементов декора, создающих живописную и пластическую игру форм. Изящество вертикальных силуэтов неожиданно перебивается “пузатым” туловом с полихромной росписью поверхности изделия. Контраст гладкой фактуры выгодно оттеняется деталями, выполненными в технике кракле. А небольшие вставки из металлических цепочек и других материалов придают неожиданную пикантность и дополняют образную характеристику.
Автор старается сохранить чистоту своего стиля и при этом не надоесть своим зрителям. Изабель неизменно привлекает тема Востока, и ее художественные решения исходят оттуда и аккумулируются в современные креативные идеи и замыслы. Ее произведения тонко и удачно балансируют между малыми скульптурными формами и прикладной керамикой, хотя утилитарность не ставится вообще во главу угла. Они уютно вписываются в современный интерьер и уверенно обживают заданное объемное пространство. Всегда узнаваемый восточный типаж ее персонажей и отдаленное напоминание об египетских истоках не становится довлеющим, так как художница умеет вовремя остановиться и переосмыслить архаичное наследие с тем, чтобы придать ему современный вкус и звучание.
Произведения Мэри в унисон керамике Изабель отвечают актуальным запросам сегодняшнего дня и интересны нашим зрителям.
Шелк. Непреходящая красота
и комфорт
В Государственном музее искусств имени А.Кастеева открылась выставка “Шелковый путь - шелковое искусство Китая”, организованная Генеральным консульством КНР в Алматы и Китайским национальным шелковым музеем г.Ханьчжоу. По признанию сотрудников музея, сам процесс построения экспозиции явился для них своеобразным мастер-классом, настолько музейщиками из Поднебесной было предусмотрено все для эффективной подачи уникальной темы и самого материала. Значение выставки трудно переоценить, поскольку она, являясь подтверждением экономических, торговых и культурных связей наших стран с древних времен, благодатный материал для научного исследования в историческом и искусствоведческом аспектах.
Представлено 145 экспонатов, дающих исчерпывающую информацию о самом шелке, способах его изготовления, об ареале его распространения, в частности, в Казахстане. Чтобы не оказаться голословными, китайские экспозиционеры использовали документальные письменные источники на китайском, шагатайском и других языках, свидетельствующих о древних налаженных связях двух стран. Макеты оборудования, а также подлинные станки, отличающиеся просто гигантскими размерами, живая демонстрация работы на них, муляжи гусениц-шелкопрядов, коконы и многое другое дает наглядное представление об уникальности и сложности производства шелка.
Как известно, Китай во многих сферах оказался впереди планеты всей, так бесспорно и то, что он является родиной шелка. Самый древний кокон, найденный на его территории, относится к 2200 - 1700 гг. до н. э., а первые фрагменты шелковой ткани - к 475 - 221 гг. до н.э.
Уникальные свойства шелка - жесткость и гибкость, природная эластичность и водонепроницаемость, крепость и прочность - позволяют использовать его для изготовления живописных свитков, в медицине и военной практике, в швейной промышленности и т.д. Реконструкция древних шелковых костюмов и современные модели на выставке демонстрируют высокий эстетический вкус в росписях ткани, национальное своеобразие кроя одежды, максимально выявляющей красоту и неповторимые особенности материала. Роскошные императорские наряды передают сановность и аристократизм их владельцев.
Потрясающи изобразительные и орнаментальные мотивы, композиционные изощрения авторов росписей шелка, которые могут дать фору современным креативным дизайнерам. А сама легкая дымчатая фактура шелка, подобная порхающему полету бабочки, дополняет художественную выразительность и дает необыкновенный комфорт для счастливых обладателей такой одежды. Отсюда становится вполне понятной непреходящая популярность и устойчивая любовь к китайскому шелку в самой Поднебесной и за ее пределами.
Мария Жумагулова |