|
Айгерим Бейсенбаева
Шелковый путь, бывший Советский Союз, экзотика Центральной Азии - пожалуй, типичный ассоциативный ряд, выстраиваемый в уме любого иностранца при мысли о Казахстане.
Французский художник Николя Журну до приезда в казахстанские степи знал не более того, а главное, не подозревал, что эта страна окажется для него не просто декорацией к очередному произведению
Художник Николя Журну рисует комиксы. В нашей стране этот жанр не получил пока признания, но на его родине комиксы считаются “девятым” искусством. Приобщение казахстанского зрителя к жанру художественного комикса прошло в галерее “Тенгри-Умай” в рамках ежегодного фестиваля французского языка “Франкофония”.
Емким и образным художественным языком художник делится со зрителем впечатлениями о Казахстане. Автобиографический альбом “EX-Patria” (“Заграница”) рассказывает о путешествиях французского художника по незнакомой стране.
После окончания Школы искусств на родине художник работал в некоторых французских печатных изданиях. Он путешествовал по Камбодже, Японии, Аргентине, Боливии, делая новые серии рисунков и репортажей, которые были неоднократно отмечены на разных фестивалях. После своего второго путешествия в Канаду в 2005 году он создает комикс по канадскому молодежному бестселлеру “Amos Daragon”.
|
Николя Журну комментирует рисованную историю |
Николя Журну взялся за рисование комикса “EX-Patria” пару лет назад. Художественные путевые записки о Казахстане стали первым масштабным произведением автора. Альбом был представлен на различных крупных фестивалях на родине автора и в России.
По словам автора, “EX-Patria” выглядит как довольно ироничная история о том, какой эффект произвел на художника Казахстан. Сформулированный автором термин “эффект Казахстана” - это впечатления, полученные европейцем в азиатской стране, пропущенные через культурную и историческую призму.
Казахстанскому зрителю подобные художественно-литературные выкладки могут показаться довольно забавными, впрочем, этого впечатления художник и добивался. Для иностранца страна, подобная Казахстану, по-восточному загадочна, полна тайн и азиатской экзотики. Близкое знакомство с чужой культурой расставляет свои акценты, но засевшие в голову представления создают картины, далекие от банальности.
Тем более что это взгляд не просто обывателя, а художника. Кондуктор в алматинском автобусе превращается в фантазиях автора в маньчжурского солдата из комикса Юго Пратта, старушки на остановках похожи на матрешек, а диковинный для уха иностранца казахский язык выдает версии в понимании одну забавнее другой. Ироничный художественный язык комикса превращает улицы Алматы в сложный лабиринт, стены которого представляют собой названия улиц.
Кроме описания явлений, с которыми художник столкнулся в Казахстане, в комиксе рассказывается о жизни автора, его переживаниях и об изменениях личности. Это автобиографическое произведение, главным героем которого является не сам художник, а, скорее, страна, которая повлияла на него.
- В большинстве случаев любое путешествие имеет свойство быть более увлекательным и захватывающим в процессе его подготовки и предвкушения, - делится впечатлениями рисованный главный герой комикса, то есть сам Николя Журну. - Гораздо более интересным, чем когда проживаешь его по-настоящему. Дело в том, что, когда мы с чем-то мало или недостаточно знакомы, мы склонны искажать действительность. Преувеличивать. А когда начинается само путешествие, все становится более очевидным и успокаивающим. Даже где-то печально-реалистичным.
|
Путешествие началось... с очереди в аэропорту |
В 2006 году художник Николя Журну приехал в Казахстан вслед за своей подругой, которую пригласили работать учителем французского языка. Спустя какое-то время автор взялся за комикс, пока впечатления еще свежи. Предварительные, созданные задолго до близкого знакомства со страной, письменные наброски пришлось переписать заново. Как, впрочем, и собственную жизнь - с любимой девушкой художник расстался, но Казахстан покидать не спешит и готовит вторую часть альбома. Знакомство с Казахстаном не ограничилось жизнью в Алматы, художник объездил множество городов Казахстана. А по прошествии нескольких лет страна также интересна, как и раньше. В данное время работает преподавателем искусства комиксов в Академии искусств имени Жургенова, графиком и независимым иллюстратором для казахстанских и французских изданий.
- Комикс - достаточно интересный жанр, совмещающий изобразительное и литературное искусство, - рассказывает Николя Журну. - Это сочетание позволяет образно передать метафоры и яркие абстрактные образы, которые с трудом поддаются воплощению с помощью других жанров.
Действие комикса разворачивается в Казахстане. Начиная с впечатлений от перелета и первого знакомства с местными жителями в аэропорту.
Я раньше уже работал над визуальными путевыми заметками о разных странах, поэтому хорошо представлял себе, что именно буду рассказывать в своем первом комиксе.
|
Поклонники жанра |
Тогда Казахстан был для меня не больше чем просто экзотичной декорацией для иллюстрации своей задумки. Некоторое время спустя я был вынужден признать, и очень часто с восторгом, что Казахстан уже не был просто одной из многих стран. В итоге его место стало настолько важным, что изменило всю историю, и мне пришлось переписать ее с самого начала и... вместе с ней важную часть своей жизни тоже.
Тем не менее сегодня, бросив взгляд в прошлое, я могу сказать, что “Ex-Patria” получился именно таким альбомом, каким хотел видеть его я: альбомом, посвященным путешествию и путешественникам. Раньше я просто не задумывался о том, что настоящие путешествия - это те, которые меняют вас и что их предвидеть заранее невозможно. С путешествиями связана определенная свобода, но вместе с тем и пожертвования.
Николя Журну, преподающий студентам искусство комикса, поделился своими соображениями относительно развития этого жанра в Казахстане:
- На мой взгляд, здесь достаточно много молодых талантливых авторов. Сложность состоит в другом - есть ли в Казахстане издатели, заинтересованные в выпуске. Во Франции эта практика существует уже более ста лет, в Казахстане же жанр комикса абсолютно не развит.
С другой стороны, не хватает аудитории, то есть поклонников жанра, воспринимающих художественный комикс всерьез. |