|
Джайли Танико
Эпиграмма, которую когда-то написал про Армена Борисовича не менее известный Валентин Гафт, недалека от истины.
Наш любимый актер сыграл более чем в 200 фильмах, причем каждый раз ему удавалось создавать уникальные, не похожие друг на друга образы. С ним происходили метаморфозы: так мастерски перевоплощаться мог только он
Уютный небольшой кабинет. Особая атмосфера. Театральная.
На стене фотографии дорогих людей. Стол, заставленный милыми сердцу подарками, сувенирами, книгами...
Навстречу, из-за рабочего стола, ко мне поднимается “белоснежный” человек.
Звезды, покорившие своим талантом миллионы, кажутся нам людьми, над которыми неподвластно время. Да, он такой же, только время убелило сединами, но не изменило сущности.
Те же лукавые глаза. Та же походка. А его неповторимый тембр голоса? Узнаваемый, как в культовом кино “Место встречи изменить нельзя”, так и в трогательной анимации “Вверх”.
Он эмоциональный, чувствительный, сострадательный, сентиментальный и гениальный.
...Наш разговор неожиданно перетек в рассуждения о смысле жизни. И тех вещах, запредельных, о которых человек не хочет лишний раз говорить.
На первый взгляд показалось, что он пессимист, но позже, когда осело первое впечатление, стало ясно, что более верующего человека не найти...
- Армен Борисович, во-первых, разрешите выразить Вам свою признательность и восхищение Вашим талантом от всех казахстанцев.
И сразу хочу спросить...
- Спроси, моя красивая...
- Вы с детства решили стать актером?
- Я, честно говоря, не помню. Могу придумать, если это нужно.
Хорошо помню, что одно время, будучи ребенком, хотел стать шофером. Потом захотел стать артистом. Выступал дома перед зеркалом.
Хотя я уже прожил достаточно длинную жизнь, понял, что невозможно искать начало всего.
Это какая-то бацилла. Какой-то зуд вдруг задевает человека.
Потому что, скажем, мой дедушка, которого я никогда не видел, был известным в Тбилиси тамадой. Но я не думаю, что мое желание стать артистом пошло оттуда.
Это что-то другое. И мы не знаем, почему один становится врачом, а другой - пианистом.
- Предназначение?
- Этого никто не знает. Я думаю, если это “не по списку”, то это и есть Настоящее. У меня был товарищ, с которым мы вместе учились в школе, потом на актерских курсах. Потом вдруг выяснилось, что он для этого искусства не рожден.
- Просто потерял время...
- Да. А вы можете мне ответить, какой процент людей не теряет время? Большинство теряет. Я думаю, что Моцарт не терял время, Пушкин тоже не терял. Они сделали все, для чего родились.
Вопрос в другом. В моем представлении гораздо больше случайного. Так неожиданно повернулось: и этот кабинет, и эта жизнь. Если бы этого не случилось, могла бы быть совсем другая жизнь.
- А как же предопределенность?
- Нет. Это мы сами придумали, чтобы утешиться, по-моему.
- Когда Вы играете, а точнее живете ролью - это абсолютное достоверное искусство. Вы влюбляете в себя сразу: окончательно и бесповоротно. Как Вы считаете, нужно ли учиться актерской профессии? Или бриллианту не требуется огранка?
- Нет. Нужно правильное стечение обстоятельств: должны сойтись несколько важных вещей.
Я довольно давно живу на свете и про это думаю так. Это, как болезнь, откуда она берется?
- Мне кажется, смертельная болезнь насылается для того, чтобы таким образом сказать человеку о завершении его жизненного цикла.
- Тогда зачем мы здесь собрались? Махатма Ганди веровал в теорию, что болезнь - это человеческие пороки. И если порок вошел в тебя, он может тебя и уничтожить. Если выберешься - значит, выберешься. Он умнее рассуждал, чем я сейчас пересказываю. Но вот такая у него была теория: с болезнью не надо бороться.
- Армен Борисович, я посмотрела срежиссированный Вами спектакль по “Али-Бабе и сорока разбойникам”. Когда-то у нас дома была даже виниловая пластинка. Все знакомо, но преподнесено по-новому...
- Да. В основе спектакля пьеса Вениамина Смехова. Мы постарались сохранить колорит “Тысячи и одной ночи” - тонкой, мудрой восточной сказки, но немного выйти за ее рамки.
- Получился своеобразный мюзикл...
- Да. Все действо пронизано восточными танцами, игривой пластикой... Потрясающая музыка Сергея Никитина и Виктора Берковского, пряный колорит декораций. Это спектакль для взрослых, но он непосредственный, с элементами озорного юмора.
Очень трудная область - театр. Здесь люди сложные, на них возложены дополнительные задачи. Когда ты на сцене, в искусстве, играешь высокого драматурга, например, Чехова, то там другая правда. И она обязательно окутывает человека. Такие умные слова в жизни мы так часто не произносим.
- Один мудрый человек сказал, что мы цепляемся за прошлое, боимся будущего, поэтому настоящее ускользает от нас. Вы согласны с ним?
- Нет. Я совсем этого не понимаю.
- Мне кажется, у Вас много работы в настоящем, что Вы живете каждым днем...
- Что-то из твоей жизни уходит безвозвратно. В последнее время я вдруг стал вспоминать о людях, которые ушли. Даже не могу Вам объяснить, что это: тоска или прощаешься с чем-то.
Я иногда, бывает, куда-то еду и думаю: может, это в последний раз?
Погрущу немножко. Заплачу. С кем-то попрощаюсь. И снова приду в норму. Моя мама говорила иногда: “Подожди, я платок не взяла”. “Зачем?” - спрашиваю ее. “А вдруг заплакать захочется...”
- Армен Борисович, правда, что Вы из старинного рода тифлисских армян? Как часто бываете в Армении?
- Да. Моя мама тбилисская. В Армении - не очень часто: бывает, вдруг захочется в Ереван. Может быть, поедем туда на гастроли.
- В Вашей фильмографии больше 200 фильмов. Какие-то фильмы Вам особенно дороги. Вы вспоминаете о них?
- Нет.
- Серьезно?
- Да. Кто его знает... Это очень странная вещь... Когда я в театре работал, было приятно, что спектакль живет. Я ждал. Это особое ощущение. Но когда спектакль снимали с репертуара, я терял это ощущение. С кино то же самое. Я иногда даже не верю, что это все было со мной.
Многое уходит из твоей жизни, образовывается пустота. Вот что мы с вами называем памятью? Я до сих пор не знаю.
Я, говорю вам честно, откровенно, до сих пор не могу понять одного. Вот была моя мама. Она умерла. Она что, ушла? И уже все? И никогда ее больше не будет? Она ушла из моей жизни. А мне надо о многом у нее спросить. Я хочу поговорить с ней. Единственное, из-за чего я тоскую, что ее больше никогда не будет.
Я очень нуждался и нуждаюсь в ней. Когда мы уже в Москве жили, я поздно приходил со съемок. Мы шли с ней на кухню. Она мне говорила: “Ты будешь чай пить? Я сейчас приду и мы с тобой немного посплетничаем”.
Вот это было самое прекрасное время.
- А как же другая жизнь - после жизни?
- Нам придумали Бога. Это самая удачная выдумка.
- Вы так думаете?
- Конечно. Есть страшная вещь, которая называется жизнь.
Другое дело, я соглашаюсь через секунду, что это все придумано ради нас.
- Тогда трудно жить.
- А никто не пригашал нас здесь жить. Вас попросили на несколько минут зайти. Потому что дальше все уйдет.
Мы придумываем сами себе мир и в этой иллюзии живем.
Более бессмысленной вещи, чем жизнь, я не могу себе представить.
- Это все тяжело... Расскажите, где Вам комфортно?
- Хорошо там, где тебе хорошо. Уютно и тепло. Мне там хорошо, где я разговариваю с людьми: я слышу их, а они слышат меня. А этого все меньше и меньше... Даже когда мне хорошо, я иногда думаю: может, это такой обман? Может, это я сам себя уговорил, что все хорошо.
- Вы часто бываете в Штатах?
- Я езжу часто, потому что там работает моя жена. В год минимум два раза.
Самое трудное - время и расстояние. Это почти две неразрешимые задачи.
- Чтобы Вы хотели бы пожелать казахстанцам?
- Чтобы хорошо люди жили. Получили столько, сколько сами себе хотят.
...Так судьбе было угодно, что я попал в качестве ведущего в документальный фильм о президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве под названием “Провидец побед”. Так я познакомился с вашим президентом и Казахстаном.
Я не вру, не имею права, не хочу. Но очень сильное впечатление произвело на меня общение с вашим президентом. Я его очень люблю до сих пор. И очень хочу приехать на гастроли в Астану и Алматы. Если нам помогут, то поедем. Дай Бог, чтобы это случилось.
- С нетерпением ждем Вас!
Алматы - Москва - Алматы
Досье “НП”
Армен Борисович Джигарханян - народный артист СССР.
Советский и российский актер театра и кино, режиссер театра, руководитель Московского драматического театра.
Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый российский актер (более 250 ролей в кино- и телефильмах).
Кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” III и IV степеней, народный артист СССР (1985).
Лауреат ежегодной премии “Персона года-2009” в специальной номинации “За вклад в развитие театрального искусства.
Джигарханян играл на сцене “Ленкома” (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле “Варвар и еретик” по “Игроку” Ф.М.Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо “Филумена Мартурано”. Спектакль идет под названием “Город миллионеров”). |