Жанар Карбаева
Современный читатель не привык ценить авторов живущих. Мы изучаем биографии и творчество давно ушедших классиков, мечтая задать вопрос Достоевскому или Абаю. Но иногда чудо совсем рядом, и живому писателю хочется задать важный вопрос. Так хочется говорить после встречи с Дюсенбеком Накиповым, который после “Круга пепла” написал роман “Тень ветра”. Похоже, мы станем свидетелями создания трилогии о человеке и времени, ведь автор пишет третье произведение
К Накипову тянется молодежь, которую завораживает словотворчество художника, будь то поэзия или проза. Очаровывают открытость и простота общения, в котором нет пафоса и менторства. Поэт ничему не учит, он дает возможность каждому читателю найти свое, познать в тексте самое себя.
“Тень ветра” может шокировать натурализмом - в романе одним из персонажей является людоед Бастард. По словам Дюсенбека Накипова, этот образ он взял из реальности, когда еще во времена СССР на территории Казахстана жил людоед, который затем сбежал от следователей из “Крестов”. “Я все не мог понять, чего мне не хватает в романе - не было антипода герою. Вот так и появился людоед в тексте. Не ради смакования автор описывает античеловеческие страсть, образ жизни и видение мира. Сейчас людоедное время в социальном смысле слова. Богатство ест время, людей, их силу, душу и жизнь”, - отмечает автор.
Тексты Накипова получили высокую оценку таких мастеров, как Анатолий Ким, Чингиз Айтматов, Герольд Бельгер. Кто бы мог подумать, что бывший танцовщик сможет сотворить со словом нечто удивительное. Наверное, только человек танца, пропустивший через себя движения балета, его красоту и силу, может передать тексту эту танцевальность и гибкость.
“Я приветствую эгоизм молодости, - рассказывал на встрече со студентами в ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Дюсенбек Накипов, - это единственный момент в жизни, когда концентрация на себе самом дает энергию, чтобы пробить толщу жизни и найти свое я. Всегда говорю, что молодость должна быть в хорошем смысле эгоистична”.
Отметим, что встреча с поэтом состоялась благодаря усилиям профессора, преподавателя ЕНУ имени Л.Н.Гумилева Асимы Ишановой, открывающей на своих лекциях студентам новые имена в литературе.
Справка “НП”
Дюсенбек Накипов - поэт, хореограф-либреттист, сценарист. Окончил Хореографическое училище Большого театра (ныне Московская академия классического танца), в котором учился вместе с Натальей Аринбасаровой (1964), и факультет журналистики КазГУ имени аль-Фараби (1985). Солист балета ГАТОБ имени Абая (1964-1986). Главный редактор творческого объединения “Алем” киностудии “Казахфильм” имени Ш.Айманова (1987-1991).
Организатор ряда международных культурных и гуманитарных программ. Председатель Союза хореографов Казахстана, президент Международного фестиваля “Приз традиций”.
Астана |