|
Год Шопена стартовал
|
Посол Веслав Осуховски |
В этом году мировая общественность отмечает 200-летие со дня рождения великого польского композитора Фридерика Шопена. Генеральное консульство Республики Польша в Алматы хотело бы также достойно отметить юбилей своего земляка.
В течение года планируется провести ряд мероприятий, посвященных великому музыканту и композитору, среди которых первым вниманию общественности города будет предложен концерт, организуемый силами юных дарований - учащихся Республиканской специализированной школы-интерната имени К.Байсеитовой. Очень знаменательно и символично, что инаугурацию Года Фридерика Шопена начинает молодежь Казахстана. Надеюсь, что талантливые молодые люди прославят нашу страну на весь мир так, как это сделал Великий Поляк и Великий Человек.
Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 года в Желязовой Воле. Это один из самых выдающихся польских композиторов и великолепных пианистов. Ведущий представитель музыки эпохи романтизма, которого называли поэтом фортепиано. Огромное влияние на развитие его таланта имели народные песни и танцы Мазовша, Куяв, Великопольски и Любельщины. Музыкальный талант Ф.Шопена проявился очень рано. В возрасте 7 лет он уже был автором двух полонезов.
Родной дом, главная музыкальная школа в Варшаве, встречи и дискуссии с польскими интеллектуалами, польские пейзажи - все это стало основой его артистического сознания на всю жизнь. Его детское творчество - это композиции, наполненные польским духом. Шопен, как и тысячи представителей польской молодежи, питал огромную надежду на обретение Польшей независимости и чувствовал разочарование, связанное с поражением ноябрьского восстания (1830 год), направленного против захватчиков: России, Германии и Австрии. В октябре 1830 года он в последний раз выступил перед польской публикой. Через месяц покинул Варшаву навсегда, поехав сначала в Дрезден, затем в Вену, Зальцбург, Мюнхен и Штуттгард.
В сентябре 1831 года он прибыл в Париж, который в те времена считался культурной столицей Европы. В первые годы пребывания там Шопен вел оживленную концертную деятельность. Исполнял собственные произведения, укрепляя с огромным успехом свой статус композитора и пианиста. Он сконцентрировался, главным образом, на композиторском творчестве и дидактической деятельности, ставшей главным источником его существования.
Он был очень общительным человеком. Его связывали, наряду с другими, дружеские отношения с Ф.Листом, В.Беллини, Д.Россини, Ф.Мендельсоном и Г.Берлиозом. Принимал активное участие в жизни так называемой “великой эмиграции”, которую образовали в Париже тысячи польских беженцев, искавших укрытия после поражения ноябрьского восстания, поддерживая тесные контакты с главными польскими интеллектуалами, такими так А.Мицкевич, Я.Немцевич и Ц.Норвид.
Ф.Шопен, несмотря на тяжелую болезнь, находил нечеловеческие силы для работы, творя до последних дней своей жизни. Умер он 17 октября 1849 года в Париже, где и был похоронен на кладбище “Пер Лашез”. Его сердце, тайно вывезенное сестрой Людвикой в Варшаву, было сохранено в Костеле Святого Креста на Краковском предместье.
Кем был Шопен для поляков, прекрасно выразил великий патриот и пианист Игнацы Ян Падеревски, говоря: “Он был тем капланом, что нас, заблудших, к Святому Отчизны Таинству приобщил”.
Пользуясь случаем, я бы хотел поблагодарить акимат города Алматы и лично акима Ахметжана Есимова за то, что он взял под свой патронат концерт молодых исполнителей, Ондансына Абдуллаева, директора Республиканской специализированной школы-интерната им. К. Байсеитовой, юных музыкантов, а также Общество поляков г.Алматы.
Титулярный Посол Веслав Осуховски,
Генеральный консул Республики Польша в Алматы
“Машина времени” в действии
В Центральном выставочном зале открылась выставка антикварной мебели XVIII-XIX веков.
Высказывание писателя и художника Николая Веревочкина “Есть время бить общую антикварную посуду под фотовспышки и возгласы одобрения. Есть время в тишине и печали кропотливо склеивать осколки” приобретает, пожалуй, сейчас сакраментальное значение. Мода на антиквариат приходит и уходит, чутко реагируя на веяния и запросы времени. Старинная мебель передает неповторимый аромат исторической эпохи и особенностей художественного стиля страны-изготовителя (Европы), и индивидуальный почерк мастера - автора неповторимых шедевров ручной работы.
Эти собранные в одном месте комоды и буфеты, столы и стулья, диваны и кресла, серванты вместе с сопутствующими аксессуарами - картинами, канделябрами, часами в бронзовой оправе изумительной работы создают ощущение “машины времени” в действии, погружая в атмосферу ушедшей эпохи. Остается только в своем воображении дорисовать уютный охотничий замок, для которого и была создана эта мебель, где каждая вручную вырезанная деталь - охотничьи атрибуты - дополняет целевое предназначение предметов обстановки. Здесь всякий раз характер ее использования диктует мастеру и тему ее декора. Таким образом, как бы законсервировался сам дух времени с его интересами, страстями, радостями и переживаниями. Это своего рода эмоциональный сигнал в будущее.
Старинные мастера даже в одном ансамбле, состоящем из набора предметов - стульев, к примеру, умудрялись для каждого из них найти свой неповторимый мотив. На спинке одного из них мы видим с большим тщанием вырезанную женскую фигурку, на другом - новые персонажи с дотошной передачей поз, жестов, костюма и даже портретного сходства. Для автора каждый заказ - повод для полного выплеска его знаний, умений, творческого воображения. Вот эта адресная предназначенность и позволяет сохранить его духовную энергетику, искренний посыл и частичку безвозвратно ушедшего времени.
Улучшение материального благосостояния непременно влияет на всплеск популярности антиквариата. Хотелось бы при этом и полного духовного сопричастия к приобретенным ценностям.
Мария Жумагулова |