|
Ольга Зорина
В Шымкентской художественной галерее открылась необычная выставка под называнием “Асыл мџра”, или “Священное наследие”. Ее участники - члены семьи Бейсбековых. Это глава семьи Болатбек Бейсбеков, член Союза художников Казахстана, его жена Куляш Айдарбекова, дочери Венера и Акбота Бейсбековы, сын Берик Бейсбеков, член СХ Казахстана, и его жена Мадина Ахметова
На выставке были представлены как картины, выполненные в традиционной технике “холст-масло”, так и творческие работы из войлока и кожи, причем творения прикладного характера составили основную часть экспозиции и задали мощный вибрирующий тон правильно организованного художественного пространства.
Каждая отдельно взятая работа и презентационное действо в целом были объединены общей национально-исторической тематикой, а главный посыл семьи художников состоял в том, чтобы показать, насколько щедра, красива, богата и прекрасна страна Казахстан. И сами материалы, которые были использованы в основе творческих произведений, создавали реальную и этническую атмосферу и напоминали уютную большую юрту, в которой никогда не гаснет семейный очаг.
Надо отметить, что в профессиональном ремесле семье Бейсбековых нет равных. Они способны из природных материалов творить удивительные по композиции и цвету объекты. Причем это могут быть как огромных размеров настенные панно, ковры, декоративные картины, так и предметы одежды, модные аксессуары. А на этой выставке Бейсбековы показали еще нечто оригинальное - ими впервые были представлены скульптуры из войлока, или так называемый искусствоведами объемный войлок. Новые технологии работы с войлоком появились в семье ремесленников не так давно.
Современные методы использования войлока были освоены нашими героями на специальных тренингах, которые прошли в Шымкенте на базе Центра ремесленников. Мастер-классы давали американские специалисты. Целью необычных занятий ставилась подготовка профессиональных арт-менеджеров для продвижения на рынок ремесленной продукции, изготовленной местными мастерами. Мероприятие проводилось для профессиональных мастеров, представителей ресурсных центров, для ремесленников и предпринимателей, занимающихся как созданием, так и продажей сувенирных изделий. В ходе тренинга участники должны были овладеть не только техникой сбыта ремесленных изделий, но и познакомиться с международным опытом в области маркетинга и современными технологиями в работе с войлоком. Несколько месяцев назад такой же тренинг уже проходил в Шымкенте и в его работе принимали участие все Бейсбековы.
Собственно, итогом обучения стала настоящая выставка, куда были приглашены американские специалисты, приехавшие на этот раз не только обучать новых художников, но и посмотреть, как работают их “первые ученики”. Как же они удивились тому, что увидели! Войлок в руках Бейсбековых обрел яркий этнический мотив, придавший каждому творению нарядность и неповторимость. А философские сюжетные линии и вовсе превратили каждую работу в своеобразное произведение искусства.
Гости из Америки, таким образом, убедились, что казахстанские мастера не только освоили новые способы работы, но еще и усовершенствовали, и оживили своей фантазией свои труды в современных технологиях. Более того, местные ремесленники на основе полученных знаний и опыта успели провести свои мастер-классы для студентов художественного колледжа, где преподает Куляш Бейсбекова. Ее воспитанники преподнесли настоящий сюрприз, явившись на открытие выставки в собственно изготовленной одежде из войлока и кожи. Такой показ гармонично влился в общую концепцию экспозиции и стал еще одним утверждающим показателем того, как сильно работает этническая тема в дизайне и какой эпатаж производит на всех присутствующих.
- На таких тренингах мы изучаем мировоззрение иностранцев, - поясняет Болатбек Бейсбеков. - Поскольку у нас нет возможности ездить за границу, то для нас важно посмотреть, какие существуют новые технологии, мы хотим узнать, как мыслят другие дизайнеры. Мы при этом не стремимся скопировать чью-то идею, наработки, а в итоге создаем свои проекты, переосмысливаем, дополняем и интерпретируем любую полученную информацию. После посещения нашей выставки американцы выказали желание организовать нечто подобное в своей стране, чтобы поделиться ощущениями от пребывания в Казахстане. Они захотели поработать в нашем стиле, использовать богатый казахский орнамент. То есть получается, что они приехали нас учить, но научились и сами.
Кроме гостей из разных стран, журналистов, молодых дизайнеров войлочных изделий на выставке было много детей. Все они стали участниками перфоманса Берика Бейсбекова на тему “Акниет” (“С белой душой”). Маленьким мальчишкам было предложено поиграть в старинную и всем известную на Востоке игру в асыки. Это такой своеобразный символ доброго детства, который в последнее время утерян. Дети сидели на мягкой коровьей шкуре посреди зала, общались и с удовольствием осваивали великое искусство дружно играть. Этим Берик хотел показать, что игра в асыки, как национальное искусство, должна передаваться от поколения к поколению, чтобы учить людей с детства дружить. |