|
Айгерим Бейсенбаева
По словам известного алматинского фотографа Владимира Бабкина, заниматься фотографией может любой.
“Фотография - это как легкая атлетика, ведь бегать могут все”, - говорит Владимир Афанасьевич. Это такое народное искусство.
Свой юбилей фотограф Владимир Бабкин ознаменовал большой выставкой собственных работ, которая открылась в Государственном музее искусств имени А. Кастеева
Владимир Бабкин начинал как фотограф-любитель. И в этом году помимо личного празднует и профессиональный юбилей - 30 лет. Его работы были удостоены множества наград, а сам он является членом российских и международных фотографических сообществ.
Владимир Бабкин рассказывает читателям “НП” о юбилейной выставке и о собственном отношении к искусству фотографии:
- Выставка - отдельные островки моих воспоминаний. Они нашли отражение в этих фотографиях. Составляя серию, мы абсолютно не касались коммерческой части моей деятельности.
Представлены исторические фотографии. И наблюдается полное отсутствие работ постановочного характера - все сплошной репортаж.
За свою жизнь я очень много наснимал, и на выставке мы представили более-менее готовые работы к тому, чтобы их показать. Потому что любая работа требует обработки, обдумывания, какой-то селекции, специальной подачи. Все, что можно было выдать в кратчайшие сроки, мы дали.
А на будущее у меня большие планы - мне есть что показать людям. Другое дело, насколько это будет нужно.
- С чего все началось для Вас? С увлечения?
- Банально. Как у всех. Семья, дети. Фотография. Портреты любимых девушек.
По образованию я инженер-гидролог, работал в Академии наук. Постепенно стал фотографом. Наступил момент, когда пришлось выбирать - серьезно взяться за научную деятельность или связать свою жизнь с фотографией.
И фотография тогда победила.
- Можете вспомнить самую значимую съемку в Вашей жизни?
- Нет. Такой не было. Для меня съемка - это не событие, а процесс, связанный с жизнью. Это то же самое, что спросить, что вообще в жизни было запоминающегося.
Я не работаю на отдельный кадр. Поэтому для меня такого не существует. Я не снял падение самолета или, к примеру, как у английской королевы ветром подняло подол платья.
То, что я снимаю, можно снять практически каждый день на улице. Обычный рабочий процесс.
- По сути, фотограф - это художник или летописец?
- Фотограф - это всегда фотограф. Для меня это момент спорный. Я не понимаю фотографов, которые считают себя художниками.
Художник - это человек, который что-то делает своими руками, что-то создает. Фотограф ничего не создает. Он только снимает. И на фотографии всегда лежит печать - документ. Если фотография не содержит этой печати, то это уже не фотография. Голая правда.
- Технологии, по-Вашему, развивают фотографию или убивают ее?
- По-моему, технологии только во благо. Фотография стала искусством только благодаря технологиям. Когда технологический процесс фотографирования не был развит, фотографией занимались только отдельные люди, и снимки получались похожими на живописные портреты.
И только изобретение этого маленького фотоаппарата, который назывался Leika, позволило сделать большой шаг вперед, так как этим делом смогли заняться простые люди. И среди этих людей попался десяток гениев, которые и открыли новый фотографический язык. Их можно всех перечислить - Картье Брессон, Роберт Каппа, Александр Рощенко...
- Какие-нибудь особые качества нужны, по-Вашему? Умение поймать кадр?
- Особые качества нужны для любой профессии. Даже для работы дворника.
А если вы будете нацелены на ловлю кадра, то вы всегда промахнетесь. Это бесполезно. Настоящий фотограф создает кадр сам. Даже репортажный. Бывает, фотограф всю жизнь прожил и не сделал ни одного хорошего кадра, а другой просто вышел на улицу - и снял, вышел и снял! Просто разный подход к этому делу.
Люди сами создают кадры. Допустим, на спортивном мероприятии за воротами будет сидеть десять фотографов, которые будут пытаться поймать момент, когда мяч влетает в ворота. Но только у одного или двух это получится, хотя ловят все. Только единицы получают, что хотели, у остальных мяч или уже залетел, либо не долетел.
- У Вас есть любимый жанр?
- Наверное, нет. Я вообще не понимаю деления на жанры в искусстве. В глобальном смысле. Почему нельзя снять портрет в пейзаже? В портрете фигура человека на фоне чего-то, что это - портрет или пейзаж?
- Наверное, чья роль в работе преобладает...
- В том-то и дело, что на самом деле, когда мы имеем дело с вещью в себе, фотографией или картиной, мы никогда не сможем вписать ее в определенный жанр. Возьмите “Мону Лизу”. Это портрет, но ведь за ней есть пейзаж.
- Но он не играет роли.
- А вы уберите его и поймете, играет роль или нет. Это будет уже совершенно другая картина.
Или возьмем картину Шишкина “Утро в сосновом бору” и уберем мишек оттуда. Что там останется - кушары. Кому они нужны?
На самом деле искусство не поддается делению на жанры. Когда я просматриваю современные фотосайты, я обнаруживаю огромное количество жанров. В одном разделе “Портрет” будет огромное количество тем - гламур, фэшн-портрет, жанровый портрет и отдельно репортажный портрет. И в чем здесь смысл? Это нужно для того, чтобы люди, ничего не смыслящие в искусстве, могли на что-то опираться. Это не для фотографов, это для безграмотных людей. Невежественным людям нужны точки отсчета. Увидев портрет, они начинают рассуждать, репортажный это портрет или жанровый. Какое это отношение имеет к самой фотографии? Никакого.
- Что можете сказать о современном состоянии фотографии в Казахстане?
- Это Австралия. Только на этом континенте водятся сумчатые - кенгуру, зайчики, крысы. А все потому что Австралия изолирована. Так вот, Казахстан - это Австралия в плане культуры и фотографии.
Все дело в том, что у нас во всех сферах изобразительного искусства отсутствует школа. В советские времена были художники, получившие образование в Ленинградской академии искусств.
Пока что мы ничего не создали. У нас нет шедевров архитектуры, а ведь это азбука любого искусства. Все, на что ни обрати внимание у нас, - дремучий лес. Именно поэтому фотография в нашей стране - это огромное количество самоучек, которые выучились чему-то, и опять же благодаря своему невежеству, не видя ничего другого в жизни, они считают себя крутыми фотографами.
Любой человек, взявший в руки фотоаппарат, считается фотографом, потому у нас их так много. Хорошо, что наша страна не без талантливых людей. Пробиваются мастера, но им не хватает среды и оценки.
Когда я прихожу на выставку “Фотография года”, честно говоря, не могу отличить работы одного автора от другого. Это плохо. Беда либо организаторов конкурса, либо фотографов, которые участвуют, потому что все они стремятся делать фотографии, похожие друг на друга. Снимают национальную экзотику, красивых девушек на закате и на восходе, осенние листочки, детские и старческие лица. А ведь в фотографии, как в искусстве, в общем, нет ограничения тем. Снимать нужно все, но нужно найти свой язык. Вот это самое важное в искусстве. |