Привет из Барселоны
Это последнее место обитания художника Расима Михаэли, где он окончил школу современного искусства “MASSANA”.
“Утро нового дня” - так называется его персональная выставка в художественной галерее “ARVEST”. Удивительно только перечисление географических пунктов, где ступала нога художника, неизменно стимулируя пытливость его творческих поисков. А благодарная судьба дала ему столько впечатлений, благодаря которым он беспрестанно меняется в своем художественном самовыражении. И экспозиция в данной галерее есть только подтверждение разнообразия устремлений художника. Эйлат и Барселона, Баку и Алма-Ата далеко не однородны как по своему образу жизни, так и по художественным параметрам. Накапливая опыт, Расим акцентируется на исканиях собственного стиля и на каждом этапе “сотворяет” нечто новое и глубоко отличное от предыдущего, что делает его порой просто не сразу узнаваемым.
Мастеровит он в графике, где вполне комфортно вмещается в миниатюрные плоскости листа. Ну а живопись таким образом распределена в галерее, что сразу просматриваются кажущиеся диаметрально противоположными особенности его стиля. Более ранние работы отличает некоторая салонность образов, как некая цитата модерн, просматривающаяся в подчеркнутой изысканности моделей, утонченности их силуэта, несколько экзальтированных поз, мягко перетекающего колорита, способствующих романтичности восприятия. Особо удачными представляются последние работы, где лаконизм изобразительных средств приобретает крайнее выражение. На смену градации цвета приходит подчеркнутая лапидарность. Этот минимализм во всем, замена конкретной реальности на образную абстракцию становятся более красноречивыми и философски наполненными. Таков парадокс образного перевоплощения художника, заставляющего нас мыслить иными категориями в восприятии мира. Вызывают уважение искания художника в мировоззренческом плане, сопровождаемые адекватными экспериментами в области формы. Помимо использования традиционной акварельной и масляной живописи, акрила он проводит и всевозможные опытные разработки в смешанной технике, позволяющие добиваться неожиданных эффектов в цвете и фактуре полотна.
Алла Дубровина, искусствовед: “Это своеобразная ретроспектива работ художника (2002-2009), где автор пытается проанализировать свой путь. Фигуративная живопись и поиски нового нефигуративного языка создают единую экспозицию в пространстве галереи. Особо хотелось бы отметить цикл работ за 2009 год. Они далеки от эффектной декоративности, вместе с тем глубоки по своему внутреннему состоянию”.
Творческий отчет
Ежегодно художественно-графический факультет Казахского национального педагогического университета имени Абая проводит выставку творческих работ профессорско-преподавательского состава. Это своеобразный отчет педагогов факультета, призванных постоянно поддерживать свою профессиональную форму и как бы явный пример для воспитанников вуза их постоянного пребывания в творческом процессе. Факультет был создан в 1969 году и стал первым в Казахстане, а долгое время и единственным учебным заведением, осуществляющим подготовку учителей рисования и черчения для средних школ с высшим педагогическим образованием. За 38 лет успешной подготовки специалистов по данному профилю сколько талантливых художников получила страна - не поддается точному подсчету.
Выставка открылась в зале Союза художников Казахстана “Вернисаж Дома художников”. В ней приняли участие 29 авторов, включая как ветеранов факультета, так и творческую молодежь. Поскольку факультет имеет кафедры академического рисунка, живописи, графики и дизайна, декоративно-прикладного искусства, практически все жанры и технологии изобразительного искусства были представлены в экспозиции. Участники, безусловно, демонстрируют свою профессиональную состоятельность. Учитывая, что сейчас наблюдается всеобщая тенденция поиска нового языка изобразительного искусства, обращение к новым современным материалам и технологиям (и при этом нередко игнорируются основы академической школы), факультет выполняет благородную задачу сохранения традиций. К примеру, в свое время в Казахстане станковая и книжная графика занимала ведущие позиции, о чем свидетельствуют многочисленные международные награды. Сейчас многие виды графики преданы забвению. Популярный некогда экслибрис, как один из символов самой читающей страны в мире, выпал из списка исполняемых жанров. И лишь в Актобе экслибрис благодаря личностному энтузиазму отдельных художников имеет место быть и даже достойно представлен на международных конкурсах. Заслуживает всяческого одобрения инициатива художественно-графического факультета, где сложилась школа обучения технике линогравюры под руководством опытного педагога, известного графика профессора Т.О. Ордабекова.
Выставка свидетельствует о том, что педагоги факультета наряду с преподавательской деятельностью, забирающей практически все их основное время, успешно занимаются творчеством. Многие из них достаточно активно участвуют в республиканских и международных проектах. И для полного достижения высшей планки мастерства им, пожалуй, следует обратить внимание на более интенсивное внедрение в свой арсенал новаций современного искусства.
Мария Жумагулова |