|
Мария Жумагулова
Лэнд-арт (“искусство земли”), история которого насчитывает чуть ли не столетие, наши художники, не мудрствуя лукаво, переделали на свой лад - “изобрели велосипед” с сугубо своими, индивидуальными параметрами
А начиналось все так просто и романтично... Группа художников собрала рюкзаки и поехала по диковинным местам Мангыстау. Ведь для работы в заданном стиле предполагается выбор первозданных отдаленных ландшафтов, способствующих грандиозному замыслу, - вернуть искусство в природу. Это были первые шаги, скорее, разведывательного характера. После чего последовали уже серьезные акции в рамках международного проекта “Под бездонным куполом Азии”. И каждый раз новое природное пространство диктовало и новые художественные решения.
В течение шести лет участники Лэнд-арта, число которых достигло 20 человек, и в их составе также художники из Азербайджана, России, Испании, расширяли географию реализации творческого процесса. Как правило, важно сделать первый шаг.
Уникальность предпринятых усилий находит должный отклик. Такие проекты, предполагающие сотворчество людей, собранных на добровольных началах, дают много как для самореализации каждого, так и в плане профессионального и чисто человеческого общения. Здесь просто не может быть атмосферы отчужденности, негатива. Отсюда и глубокий творческий импульс, стимулирующий высокие художественные результаты.
Только ли художественные?! Ведь здесь главный объект - природа. И если на заре становления Лэнд-арта первопроходцы пытались реорганизовать пространство, то наши художники делают все, чтобы соединиться с ним, слиться в единое целое.
Бережное сотворчество с ней и способность созерцания, утраченная нами, - это, пожалуй, и есть квинтэссенция проекта “Под бездонным куполом Азии”. По большому счету, культура и природа не находятся в оппозиции.
Тема проекта обозначена как “Художник и время”. И здесь каждый автор сумел развернуться в соответствии со своими внутренними установками. Природа безгранична и многогранна. Здесь есть простор воображению как в выборе объектов, так и материалов. Вода и огонь, камень и песок, не считая вторичных материалов, приспособленных к акциям, и собственно продукта - рукотворных произведений авторов - далеко не полный перечень используемых художниками средств, включивших весь свой интеллектуальный и эмоциональный арсенал в истинное содружество с природой.
Небольшое вмешательство и бережная коррекция природы и первозданных материалов создают новое художественное качество, в котором ясно обозначен посыл авторов к нам, современникам.
“Тихая гавань” Елены Григорян, где обнаруживается минимум вмешательства в готовую природную “композицию”: на груде валунов и камней, где фоном - скромный тихий перелесок, расположился караван бумажных корабликов. Всего-то! А тема раскрыта - “все остальное суета сует”. Время - категория, живущая по своим законам. Его не остановить. Да художники и не пытаются это сделать, скорее, они призывают нас вернуться к своим истокам.
На основе природного объекта они создают свой, авторский объект, который сопровождается определенными действиями, ритуалами. В процесс включаются и зрители, коллеги (Хэппенинг). И все это превращается в чудо, ощущение первозданности связи со Вселенной. Здесь есть бесконечный повод для непроизвольных импровизаций, фантазийных решений.
Единственным недостатком проекта является недолговечность создаваемых объектов. И в этом случае первостепенной становится задача их фиксации на видео- и фотоматериалах.
Изданный каталог “Под бездонным куполом Азии” представляет собой цикл фотографий в рамках фотосессии международного проекта. Презентация каталога прошла в атмосфере его оживленного обсуждения участниками и гостями проекта. По существу для Казахстана это новое слово в современном концептуальном искусстве, и авторам Лэнд-арта важно мнение специалистов. Хотя апробация опыта произошла уже на международном семинаре, где в качестве докладчиков выступали гости из Москвы.
Знакомство с проектом “Летающий татарин” на Иртыше произвело на них неизгладимое впечатление. А вот свежий отзыв гостя из Литвы художника Дениюса Прумиса: “В Европе эта волна уже прошла, сейчас работают в основном старые мастера. Я объездил много стран. В Казахстане же в смысле природного разнообразия есть все. Интересно, что здесь есть своя концепция Лэнд-арта, ведь этот стиль дает возможность смотреть глубже”.
Часто критично настроенный искусствовед И.Юферова в своем взгляде на это явление просто внесла большую долю оптимизма, констатировав: “Молодой Лэнд-арт есть в Казахстане! И дальше следует призывать энергию наших уникальных мест на помощь художникам”.
Так что первые шаги художественного освоения местного ландшафта состоялись.
А по большому счету, это есть грандиозное социально-культурно-художественное действо, могущее иметь позитивные последствия в плане эстетического, этического, психолого-экологического оздоровления общества”. |