|
Дамира Балтабаева
Состоялась громкая презентация новой книги кинодраматурга Ермека Турсунова “Мамлюк”. Исторический роман посвящен овеянной легендами жизни прославленного правителя и полководца средневекового Востока Султана Бейбарса
Эпическое полотно “Мамлюк” - это яркое событие не только в литературной жизни, но и в кинематографической, так как роман написан с непосредственным расчетом на экранизацию. Приглашенный на презентацию произведения российский режиссер Сергей Бодров уже выкупил права на создание художественного фильма по книге Ермека Турсунова.
Исторический роман вызвал большой резонанс в творческой среде. В презентации и обсуждении книги приняли участие выдающиеся деятели культуры современного Казахстана. Роман издан на русском и арабском языках, готовятся к печати казахская и английская версии. Издание отличается качественным дизайном и иллюстрациями исполнения художницы Ассоль Сас.
По словам Ермека Турсунова, созданию романа “Мамлюк” предшествовали многолетние исследования истории стран Ближнего Востока периода раннего средневековья. Именно в это переломное для судеб арабского мира и ислама время взошла звезда Бейбарса - выходца из Великой степи, которого соплеменники-единоверцы называли Рукн ад-Дин. Воин Аллаха, никогда не знавший поражений, властитель всех арабских владений Востока, куда он пришел не как захватчик, а как щедрый благодетель. Палестина, Ливия, Иордания, Израиль, Сирия, Ирак, Турция. Огромная империя мамлюков - воинов, которых египетские коммивояжеры покупали на невольничьих рынках Италии и везли к себе на службу. Само слово “мамлюк” обозначало нечто, что принадлежит кому-то.
Бейбарсу довелось изменить первоначальный унизительный смысл слова “мамлюк”. Но для этого ему пришлось прожить сложную и полную испытаний жизнь. В романе герой предстает перед читателем в различных ипостасях. Любимый сын доблестного предводителя кыпчакского кочевого племени; безвольный раб, ждущий своей участи; послушный ученик, постигающий восточную мудрость; правоверный, пришедший к “новому Богу” и посвятивший свою жизнь служению ему; доблестный воин и защитник султана; правитель и завоеватель; меценат и клерик, распространивший и укрепивший ислам на своей земле.
Став предводителем на чужой земле, Бейбарс всю жизнь мечтал вернуться на родину. В мамлюкской армии говорили только на тюркских языках. При подаче команды войскам использовался древний казахский инструмент - кобыз. В походах жили в юртах.
Султан Бейбарс был причислен арабским миром к святым, так как спас от порабощения ислам. Арабский Восток мог в какой-то момент оказаться буддийским или католическим. Но этого не произошло во многом благодаря военному гению Бейбарса. Именно он остановил монголов, а позднее - крестоносцев, которые шли на Иерусалим освободить Гроб Господень.
По словам рецензента, произведения профессора Алима Сабитова, в формальном отношении книга Ермека Турсунова является примером поиска новых и экспериментальных форм, в настоящее время редких в казахстанской литературе. Так, она представляет собой коллаж из авторского текста, фрагментов апокрифических и фольклорных текстов о Султане Бейбарсе, хадисов и мусульманских преданий, цитат из древнеегипетской “Книги мертвых”.
Такой прием формирования “тела” книги представляется целесообразным и органичным. Тем не менее композиция его четко организована по хронологическому принципу, поскольку действие романа охватывает период, начиная с детских лет героя и до его восшествия на престол. Роман обладает динамичным сюжетом, в нем описываются воинские подвиги, грандиозные битвы, судьбоносные поступки, яркие характеры, экзотическая среда.
В романе присутствует значительный элемент занимательности, сближающей его с произведениями приключенческой литературы. Все это позволяет предположить, что роман “Мамлюк” будет интересен в первую очередь молодым читателям.
Справка “НП”
Ермек Турсунов - режиссер, кинодраматург. Лауреат международных конкурсов. Долгое время работал за рубежом.
В Казахстане известен как автор сценариев к фильмам: “Абулхаир-хан”, “Четвертый мир”, “Мустафа Шокай”, “Курак Корпе”, “Цветочник”, “Мамин рай”, “Поздняя любовь”, “Чума”, “Мытарь”, “Сабалак”, “Келин” и многих других. В создании последней картины он дебютировал как режиссер. |