|
Сегодня и завтра
В рамках Форума художников Казахстана в музее имени А. Кастеева организована выставка “Искусство против кризиса. Инвентаризация”. Этот кураторский проект (кураторы Галым Маданов, Дастан Кожахметов) создан за предельно сжатые сроки и, по существу, является настоящим прорывом в истории отечественного искусства. В отличие от отчетной предсъездовской выставки, где отбор работ практически отсутствовал (что, соответственно, сказалось на ее качестве) представленные произведения прошли два этапа отбора. Инвентаризация - термин, казалось бы, далекий от искусства, вполне уместен здесь, означает выявление истинного положения дел методом учета. Значение данной выставки трудно переоценить, что отметили, кстати, и гости форума из Москвы К.Ю.Бохоров - свободный куратор, критик, и из Ташкента А.А.Хакимов - доктор искусствоведения, профессор. Мероприятие дает повод как к серьезным размышлениям, так и к глубокому анализу происходящих явлений в современном искусстве.
Благодаря демократичности подхода к экспозиции здесь мирно уживаются жанры порой оппозиционные по своей сути с вполне привычными нам по своей трактовке. Впервые актуальное искусство сосуществует на одной площадке с традиционным искусством. За 15 лет своего развития оно стало достаточно узнаваемым и успешным за рубежом, не получив никакого отклика на родине. Хотя общеизвестно, что этот вид искусства является показателем интеллектуального развития общества.
Выставка обнажила существующие проблемы, противоречия в отечественном искусстве как в творческом плане, так и в социальном, обусловленные изменившимися историческими обстоятельствами. Художники, оказавшись наедине с рынком, в большинстве своем оказались к этому не готовыми. В России современное искусство развивается благодаря мощной поддержке меценатов, в Узбекистане - государства. У нас же художники оказались в вакууме, из которого каждый выходит в меру своих способностей и адаптированности к новым условиям. Все это невооруженным глазом обнаруживается на выставке.
Здесь немало добротных произведений по своему содержанию и уровню исполнения благодаря личностной позиции автора. Обнаружились явные противоречия и утрата связей между поколениями: язык искусства старшего поколения не воспринимается молодыми и наоборот. Конструктивность данного проекта заключается в том, что он позволяет наметить перспективу для кардинального изменения художественной ситуации в стране.
С чего начинается дом?
“От проекта до объекта” - так называется персональная выставка архитектора и художника Юрика Петросяна, открывшаяся в галерее “Ретро”. Необычность ее состоит в том, что здесь демонстрируется синтез двух взаимосвязанных видов искусства - архитектуры и живописи. Такое слияние рационального и образного начала возможно, если ты по специальности архитектор, а по призванию - еще и художник. Хотя в далекие времена, когда еще никто не озадачивал себя такой точной дифференциацией по профессии, любой уважающий себя зодчий в совершенстве владел рисунком и живописью и искусством пластики. Сейчас же компьютер часто заменяет необходимость освоения этих смежных специальностей. Но Юрик - консерватор в лучшем смысле этого слова. Замысел, родившийся в разуме, начинает обретать зримые черты в многочисленных набросках, эскизах, постепенно приобретая визуальную законченность и отсюда - самостоятельную художественную ценность.
С другой стороны, его смело можно назвать новатором. Ибо в лихие 90-е, когда стройка в стране лежала на боку и никому не было дела до высоких задач архитектуры, люди вынужденно расставались с профессией, Юрик для себя решил, что ни при каких обстоятельствах не оставит любимого дела. Более того, он проектирует объекты, в которых использует новые для того времени импортированные материалы, вызвавшие сомнения принимающей комиссии в возможности их применения в нашем регионе. Но настойчивость Юрика позволила довести его идеи до реализации. Так он первым в Алматы показал новую архитектуру, полностью отказавшись от привычных коробок и продемонстрировав необычную игру объемов. Это был эксперимент, который позже прижился в строительстве города.
В своей экспозиции Юрик показывает нам кухню своего творчества: с чего начинается дом? С картинки! С первых “почеркушек” постепенно выстраивается архитектурный объект, который с нуля сдается под ключ. Сам же мастер жилищу придает непреходящее значение как категории духовной, физической и материальной. Ведь место проживания, отдыха или работы - есть основная среда обитания человека, и он с любовью и со знанием дела организовывает это пространство. Он берет на себя и миссию создания экстерьеров и интерьеров, отвечающих его изначальной идее. А эскизы фресок позволяют дополнить художественное впечатление. В некоторых из них (роспись оформления бара) угадывается своеобразный почерк Юрика-художника. Излюбленной темой его живописных произведений, как известно, является мир современного города со всеми его притягательными реалиями. И в этом проявляется гармоничность сосуществования архитектора и художника в одном лице, избравшего для себя дорогу созидателя.
Экспонаты выставки показывают, как в идеале должен творить архитектор. И это не амбиции автора, а желание поделиться собственным творческим опытом, приведшим его к впечатляющим результатам. Ведь Юрик в своем активе имеет не один десяток проектов, среди которых есть достаточно узнаваемые, как Stars klab, рестораны “Пиросмани” и “Пекин”, гостиница “Сонар”, административное здание на Фурманова и Хаджи-Мукана (за которое он получил третью премию Союза архитекторов Казахстана) и другие.
Надежда Полонская, искусствовед: “Выставок такого рода в Алматы еще не было никогда. Это первый опыт демонстрации творческого метода работы конкретного архитектора над конкретными объектами. Юрик вынес на обозрение публики тайны своего творчества. Он показывает историю возведения реальных живых объектов в разных стилях - классическом, восточном и модерн, передающих образы и характеры заказчиков-владельцев и демонстрирующих творческий почерк самого автора”.
Мария Жумагулова |