|
Флюра Мусина
В ноябре этого года состоялся уникальный по масштабу и замыслу проект: студенческий симфонический оркестр Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в составе 110 человек совершил гастрольное турне по пяти крупнейшим городам Америки. Концерты проходили в Голливуде, в концертных залах университетов Бостона и Сан-Франциско, а также в знаменитом Кеннеди-центре и мечте каждого музыканта - Карнеги-холле. Как родилась эта амбициозная идея, кто помог ее осуществить, что она принесла студентам и музыкальной культуре страны в целом - об этом рассказала в своем интервью “Новому поколению” Жания Аубакирова, которую мы застали за подготовкой новой программы: буквально через неделю после американского тура неутомимый ректор и блестящая пианистка должна выступить с сольным концертом в Германии
- Жания Яхияевна, как появилась идея такого амбициозного проекта?
- В последнее время у нас в консерватории все так успешно развивалось, что мы стали замахиваться на то, чтобы сделать тур в Соединенных Штатах. Конечно, это казалось нереальным, повсюду разворачивался кризис, но мы с бюджетным отделом все же стали готовить смету. И вдруг в это же время нам приходит предложение от известного концертного агентства IMG Artists.
Так, подумала я, это знак! Конечно, нам пришлось все планировать, не зная еще точно, будет ли финансирование, так уж получается, что какие-то ключевые моменты финансирования решаются в последний момент. Так, в принципе, невозможно делать проекты, но все-таки делаем.
- Но это все, что касается организационных вопросов. А как проходила творческая подготовка?
- Оркестр начал работать над программой с августа месяца. Но в этот раз мы не готовились так целенаправленно и массированно, как в прошлые годы. Когда ты попадаешь в полевые условия, когда нужно несколько программ за короткое время без помощи со стороны подготовить - тогда потенциал студентов повышается невероятно! Тем более, что в этот раз мы не стали приглашать западного дирижера, а доверили подготовку программы молодому дирижеру магистранту консерватории Канату Омарову. Результат превзошел все ожидания: не было вопросов о дисциплине, между ним и оркестром возникло редкое взаимопонимание. Я, правда, побоялась доверить ему одному такое сложное турне и пригласила перед самыми гастролями нашего давнего партнера - французского дирижера Кристофа Мангу. Они поделили программу и вдвоем дирижировали в концерте. Оба молодые, энергичные, они внесли свежую энергию в наши выступления!
- Какое Ваше самое сильное впечатление от поездки?
- Внешнее впечатление самое сильное осталось от Сан-Франциско: удивительно красивый, теплый город, я решила, что обязательно вернусь туда еще, чтобы познакомиться поближе, в этот раз совсем не было времени. А музыкальное - это, конечно же, Карнеги-холл. Это магическое место, волшебный зал, в котором надо играть, достигать высот духа! Я помню, что было какое-то волшебное чувство, что здесь можно уйти в какие-то заоблачные дали и не вернуться. Перед концертом я предупреждала студентов: осторожно, не потеряйте контроль! Комфортный зал, очень хорошо звучит, дает ощущение невероятного счастья, потому что ты слышишь себя, зал посылает звук обратно, это очень важно для музыкантов, но и опасно, можно расслабиться и закружится голова!
- А как Вам показалась американская публика?
- Она отличается от европейской. Быть может, потому, что нет таких традиций, как в Европе, Например, острый вопрос у музыкантов: аплодисменты между частями. Традиционно считается, что аплодисменты сбивают настрой, мешают воспринимать произведение цельно. А сейчас часто аплодируют, если очень понравилось. В Европе публика выдерживает паузу, аплодируя сидя, а потом уже встают. Американцы вскакивают сразу, бурно аплодируют, но аплодисменты не длятся по 15-20 минут, как мы привыкли в Европе. После нам объясняли: это американцы, это совсем другой тип, другие корни! Но у нас были везде полные залы, горячий прием, очень бурные аплодисменты.
- Вы работали с такой известной продюсерской компанией, как IMG Artists. Дорого стоит такое удовольствие?
- Очень дорого. Мы никогда не платили таких денег за услуги агентства, это более ста тысяч долларов. Вначале у нас даже было чувство неудовлетворенности от того, что казалось - это неоправданно высокая цена за услуги. Но когда мы уже на месте увидели и почувствовали, как все было организовано, когда мы спросили у американцев, как здесь все строится в сфере продюсерского бизнеса, мы поняли - с одной стороны, это известный бренд и это сыграло на имидже нашего оркестра (молодым оркестром занимается такое знаменитое агентство!) и на интересе со стороны публики, а с другой стороны, это огромная, достаточно забюрократизированная система, которая одновременно занимается сотней проектов и оттого внимание рассредоточено по сравнению с более мелкими агентствами, которые нацелены на одного-двух клиентов.
Конечно, привлечь внимание к никому не известному студенческому оркестру - это сложно, и в этом смысле мы одержали большую победу: уже на следующий день после концерта в Кеннеди-центре вышла статья в “Вашингтон пост”. Не думаю, что в Казахстане так много артистов, про которых пишут мировые СМИ!
- Успех, как правило, рождает и новые мечты, и новые желания. Каковы Ваши ближайшие планы, как пианистки и ректора консерватории?
- Что касается планов консерватории: сейчас я очень хочу вывезти оркестр народных инструментов в Европу. Они уже были в Китае, в Турции - везде оглушительный успех! И конечно, казахстанская музыка сейчас лучше всего может быть представлена за рубежом именно народными музыкантами. Наш оркестр народных инструментов консерватории, я без ложной скромности скажу, самый лучший! |