ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Лаборатория экспериментов Культура

Мира Мустафина
Часто бывает, что музыканты, избрав для себя определенную нишу в искусстве, боятся расстаться с найденным амплуа и вместо творческих поисков занимаются банальным тиражированием “штампов”. Государственный ансамбль классической музыки “Камерата Казахстана” и его художественного руководителя народную артистку, профессора Гаухар Мурзабекову, напротив, характеризует жажда постоянного обновления, художественного эксперимента.
Так, в рамках программы “Камерата и партнеры” на сцене “Казахконцерта” в Алматы состоялся концерт современной музыки. Уникальность концерта в том, что за дирижерский пульт в этот вечер встал один из самых ярких российских дирижеров - почетный член Санкт-Петербургского филармонического общества Петр Грибанов

alt
При всей своей известности Гаухар Мурзабекова - человек на редкость скромный и совершенно непубличный. Пожалуй, одним из важнейших определяющих свойств ее натуры является удивительная, какая-то абсолютно бескомпромиссная честность как в музыкальном искусстве, так и в жизни. Светским раутам она предпочитает творческое общение с коллегами и учениками, и для всех, кто ее знает, ее имя является олицетворением художественного эксперимента.
Так что не случайно, что Гаухар Мурзабекова представила в этом концертном сезоне на сцене новый проект “Лаборатория музыкальных экспериментов”. В этот вечер имел место эксперимент №3. В программе концерта современной музыки прозвучали произведения, которые в Казахстане исполнялись впервые.
Напомним: за дирижерским пультом Петр Грибанов. Он работает в Санкт-Петербурге (Петр дирижирует Русскими балетными сезонами в Александринском театре), и, кстати, его часто можно увидеть за дирижерским пультом симфонического оркестра Карагандинской филармонии. Маэстро хорошо известен в Словакии, Японии, Англии, Голландии, Германии, где не раз выступал. “Конечно, говорить о случайности я бы не стал, - говорит Петр Грибанов в перерыве между репетициями. - Наша программа задумывалась достаточно давно, тем более меня с “Камератой Казахстана” связывают давние творческие отношения”. Как отмечают специалисты, дирижер умело сочетает исполнительство с педагогикой, у него своя методика воспитания молодых дирижеров. Причем преподавательская деятельность его началась в Самарском музыкальном училище, лишь после него был опыт работы в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Мусоргского и преподавание на кафедре оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории.
Петр Грибанов обладает уникальным музыкальным слухом и памятью, и об этом давно ходят легенды среди оркестровых музыкантов. Уже в годы учебы он прославился тем, что мог сыграть “с листа” симфоническую партитуру любой сложности. За пультом он темпераментен, артистичен и в то же время умеет подчинить музыкантов своей твердой воле...
Всегда интересно, как исполнители формируют свои программы, что значит для них понятие “репертуар” и какие критерии оказываются главными при выборе произведения, композитора, направления. Есть всеядные музыканты, свободно путешествующие по эпохам, есть приверженцы конкретных стилей и даже композиторских имен.
Государственный ансамбль классической музыки “Камерата Казахстана”, в арсенале которого практически весь репертуар от Баха, Шнитке и до Бела Бартока, постоянно пополняет “классический” список новыми шедеврами. Знаменитое сочинение грузинского композитора Гии Канчели “Ларго и аллегро для струнного квартета, литавр и фортепиано” одним из первых номеров концертной программы прозвучало в этот вечер.
Искусство композитора Гии Канчели, по мнению музыковедов, существует - как может показаться - в разных культурных контекстах, создавая музыку для кино, театра или классического концертного зала. Одно то, что Канчели позволяет себе самоцитирование, говорит об отсутствии для него узкожанровых границ.
Но здесь важен даже не сам факт переноса музыкальной темы из одного спектакля в другой или в симфоническую партитуру, а скорее интонационная канва, прочерченная его пером, не меняющая своей сути, вне зависимости от заглавия на титульном листе партитуры. Музыка Канчели красива, проста и невероятно многообразна.
В этом убедились алматинские ценители высокой музыки. При желании можно осуществить “раскладку” стиля композитора, усмотрев в нем влияние грузинского фольклора, джаза, Шостаковича, Стравинского, Прокофьева... И сделать вывод: Канчели переплавил все каким-то непостижимым образом, создав свою неповторимую манеру письма, такую, что различные веяния и влияния проглядывают в ней лишь сквозь лупу музыковеда.
Или рассматривать этапы становления и развития его мастерства от концерта для оркестра до “Стикса”, от первых работ с Робертом Стуруа до нынешней казахстанской премьеры - “Ларго и аллегро для струнного квартета, литавр и фортепиано” или, шутки ради, сравнить “Чито-гврито” с железными шумами “Кин-дза-дза”, проследив стиль озвучивания данелиевских фильмов. А потом удивиться: как это все умещается в сознании одного человека?
alt
Грибановский темперамент
Гия Канчели уже долгое время живет в Европе, но расстояние, как видите, не делает его далеким для казахстанских слушателей. Нельзя обойти дирижера Петра Грибанова, замечательно сочетающего строгую верность композиторским намерениям и собственное, как правило, глубокое и всестороннее прочтение произведения. Был исполнен также Дивертисмент Бела Бартока и Бахиана №9 для струнного оркестра, литавр и фортепиано Эйтора Виал-Лобоса. Выбор сочинений, как видите, непростой: произведения, звучавшие в концерте, окрашены чрезвычайно сильными эмоциями.
А завершил вечер Двойной концерт для альта и скрипки с оркестром выдающегося немецкого композитора Макса Бруха, очаровавший публику, которая весьма эмоционально отреагировала на талантливый опус выдающегося немецкого композитора. Еще при жизни музыка композитора была популярна не только на родине композитора, но и в Англии, США, других странах. Его сочинения издавались буквально на следующий день после премьеры и расходились немалыми по тем временам тиражами. Макс Брух родился в Кельне в семье полицейского чиновника и певицы. Талант и одаренность музыканта проявились достаточно рано. Уже в 11-летнем возрасте он выступал публично, в том числе со своими сочинениями. Когда Максу было 14 лет, исполнили его первую симфонию, в том же году он получил от Франкфуртского общества Моцарта премию за струнный квартет и стипендию.
Последователь школы Мендельсона и Шумана, Макс Брух по своему творческому складу и темпераменту был художником лирико-эпического плана. Драматическая стихия была ему чужда. Он старался писать музыку максимально доступную, ясную, мелодически выразительную, стройную и уравновешенную по форме.
На сцене Гаухар Мурзабекова. Перед Государственным ансамблем классической музыки “Камерата Казахстана” и лидером ансамбля Ольгой Калько (альт) стояла задача не просто аккуратно и точно аккомпанировать солистке, но стать равными партнерами в непростом по языку и ритму сочинении Макса Бруха.
Музыканты продемонстрировали полное взаимопонимание: Гаухар Мурзабекова могла позволить себе любые “вольности”, ощущая за спиной такой крепкий и мобильный коллектив и чуткость, выверенность альтистки. Несмотря на несколько салонный характер ряда номеров, музыка звучала без всякого гламура и в то же время очень душевно. Гаухар Мурзабекова с первой же минуты великолепно сумела установить контакт с публикой. Образно-эмоциональный спектр звучания инструмента известной скрипачки поражает разнообразием оттенков - от нарочитой жесткости до проникновенной и эфемерной хрупкости. Ее инструментальное мастерство вот уже несколько десятилетий является эталоном высшего уровня развития современного исполнительского искусства.
Ансамбль “Камерата Казахстана” вернулся из гастрольного тура по стране. Он выступил перед любителями старинной и современной музыки в Костанае и Павлодаре.
По возвращении в южную столицу прошла еще одна презентация - открытие цикла абонентных музыкально-образовательных концертов для детей “Семь нот в тишине”. На протяжении всего концертного сезона известный коллектив в доступной игровой форме знакомит юных слушателей с различными музыкальными инструментами и жанрами.
Кстати, на протяжении всего сезона “Лаборатории музыкальных экспериментов” будут осуществляться еще несколько ярких партнерских проектов: в канун Рождественских праздников состоится вечер органной и камерной музыки. В нем примут участие наши герои и Габит Несипбаев, и, наконец, весной будущего года коллектив примет на сцене “Казахконцерта” своих европейских друзей. На будущей премьере сезона прозвучит концерт французского барокко.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение