Рисую джаз...
Прошло всего два года после дебюта Ирины Сергеевой, где мы стали очевидцами первых шагов становления художницы. По всему было видно, что она находится в стадии поиска собственного “я”. Будучи натурой достаточно харизматичной, она сразу же проявила свои приоритеты. Изначальный дуализм ее интересов продолжает иметь место, но уже в другом качестве. Явный прогресс художницы за столь короткий период - заслуженный подарок за колоссальную работоспособность духовного порядка. Увлеченность Ирины музыкой - не просто стимул для живописи, а основная ее составляющая, при которой разумный баланс сохраняется. Живопись художницы не просто музыкальна, она в своей природе несет отзвук конкретного музыкального жанра, конкретного произведения и даже конкретного автора. В ее музыкальных ассоциациях нет ничего случайного. Ирина - тонкий знаток и ценитель музыки, но не зацикливающийся на каком-то определенном жанре. Скорее, это происходит на тонком уровне, задевая определенные струны души, адекватно ее внутреннему состоянию.
Все представленные произведения в экспозиции - результат реальных впечатлений и ощущений Ирины, полученные в процессе ее музыкальных контактов, и не только... Два года она накапливала внутри себя эмоциональный багаж: выставки, концерты, фестивали, поездки, путешествия, встречи... И не дав ему расплескаться, высвободила в свои поистине фееричные композиции, в которых музыкальная тональность и ритмы явились определяющими в компоновке полотна. Неслучайно картины художницы вызвали повышенный интерес у музыкантов во время Международного фестиваля джаза в Алматы. Они сумели оценить мощную музыкальную энергетику, исходящую от представленных произведений. Однако неверно рассматривать их с позиции иллюстрирования музыкального ряда. Это все же произведения изобразительного искусства со всеми необходимыми составляющими. Ее слуховые ассоциации находят адекватную образную форму в живописи.
Художница расставила точные смысловые, образные и живописные акценты, чтобы донести до зрителя все своеобразие и разнообразие джаза - этого нестареющего музыкального жанра. Если для непосвященного зрителя “джаз - он и в Африке джаз”, то для Ирины все обстоит гораздо сложнее. Она ощущает эти тонкости музыкальной структуры и переводит в идентичную визуальную форму. Ирина хорошо подкована и в теоретическом плане, владея знаниями истории жанра. Уникальное событие в ее жизни - встреча с величайшим гитаристом мира Стивом Ваем. Насколько удалось произведение, можно судить по отзыву, присланному Ирине героем ее полотна.
Картина “Строя храм” стоит особняком в данной экспозиции. Решенная монохромно композиция при ближайшем рассмотрении выявляет массу мало видимых поначалу деталей, постепенно снимающих покров тайны. Парадоксальна композиция “Секреты любви Иных” своей универсальной компоновкой, предполагающей возможность рассматривания ее со всех четырех позиций - в вертикальном и горизонтальном форматах, меняя верх и низ.
Художница старается не повторяться в своих живописных исканиях, и это ей легко удается, ибо сами образы диктуют тот или иной язык выразительности. Она не игнорирует случающиеся в ее жизни творческие заказы, дающие повод попробовать свои силы в разных ипостасях. К тому же такие моменты только дисциплинируют ее. Известная российская певица Алевтина предложила Ирине сотрудничество: сделать серию картин для последующей печати на футболках, которые будут распространяться на ее концертах. Она ни в чем не ограничивала художницу, выразив лишь одно пожелание: чтобы это было “терапевтично”. Так появилась серия, обладающая полноценными станковыми качествами и все же вполне соответствующая своему функциональному предназначению.
За два года Ирина проделала колоссальную работу, способствующую поискам и приобретению собственного стиля. Она нашла свою интонацию, живописный почерк и определилась с концепцией творчества, позволяющей ей заполнить никем не занятую нишу, что свидетельствует о профессиональной самодостаточности художницы. А в целом экспозиция оставляет впечатление искрящегося оптимизма, созидающего духа и неотразимого творческого энтузиазма.
Мария Жумагулова, искусствовед |