|
Айгерим Бейсенбаева
Пока члены Союза художников пытаются разобраться в современном состоянии изобразительного искусства в стране и проанализировать отечественный арт-рынок, молодые авторы также не остаются в стороне.
На днях в театре “АРТиШОК” прошла дискуссия, направленная на развитие художественного сообщества, с участием молодых художников, кураторов и других фигур казахстанского арт-процесса
Коллективный проект “Выход/Exit” представляет собой своеобразное подведение итогов лаборатории актуального искусства, практической части проекта “Худсовет”, проходившего в Алматы в мае - августе 2009 года. Теория и некоторое количество дискуссионных встреч художников вылились в практику, то есть в конкретные авторские художественные проекты.
По условиям каждый участник лаборатории должен был сделать личный художественный жест в публичном пространстве. Можно было руководствоваться любой актуальной темой, использовать любые формы высказывания - перфоманс, акция, интерактивное взаимодействие, инсталляция, экспансия, хэппенинг. Использовать любое публичное пространство - парки, улицы, общественный транспорт. Лаборатория акцентирует внимание на социальной роли художника, призывает выйти за пределы мастерских.
В проекте участвуют Александр Угай, Алмагуль Менлибаева, Елена и Виктор Воробьевы, группа Р.Э.П (Украина) и другие художники Казахстана и СНГ.
Участникам предлагалось презентовать результаты из двух частей. Первая часть - архив, то есть работы в публичном пространстве, сделанные художниками ранее. Вторая часть - новые произведения, сделанные в период проекта по предлагаемым условиям. Презентация включает в себя выставку, а также круглый стол - худсовет.
Проекты были инициированы с целью перевести проблемные вопросы актуального искусства в художественную форму. Основной акцент делался не на показ произведений широкой общественности, а на дискуссиях и фиксации рождающихся в процессе обсуждения идей. На создании работ, высказывании впечатлений и даже где-то критики.
“Арт-ситуация нуждается в постоянном обновлении, - отзывается один из кураторов проекта Юлия Сорокина. - Для постоянства этого процесса в продвинутых странах существует масса институций, которые поддерживают арт-инкубатор в рабочем состоянии с завидным постоянством. Музеи создают программы для беременных, младенцев, студентов, школьников, дошкольников и так далее. Издательства выпускают детские книги по искусству. Арт-центры создают сетевые проекты. Университеты разрабатывают программы обучения современному искусству и прочее. Наша ситуация кардинально отличается - имеющиеся немногие музеи сонно пустуют, изданий по актуальному искусству нет, университеты застыли на модели обучения позапрошлого века, арт-центров, как таковых, нет. Результат налицо - так называемые молодые художники сидят на Арбате или по рекламным агентствам, лучшие силы утекают за рубеж, ближний и дальний. На этом фоне, конечно, радостно появление новых лиц вне каких-либо оценочных категорий”.
В качестве архива проекта были представлены работы участников “Прощание с народом” Елены и Виктора Воробьевых, “Вечная невеста” Алмагуль Менлибаевой и другие работы. Практические итоги проекта были представлены работами Кати Никаноровой “Сложности перевода”, Сергея Мельцера “Брови”, Александра Югая “Без названия” и другими.
Одной из основных и животрепещущих тем дискуссии стал вопрос: “Чего ожидают от молодого художника из Центральной Азии?” Ответ на этот вопрос и пытаются найти авторы. “Обвинения центрально-азиатских художников из этого региона в конъюнктурной стратегии не беспочвенны, - говорит художник из Алматы Александр Югай, один из идейных вдохновителей проекта. - С выходом на международную арену авторы добились определенного успеха, в том числе и коммерческого. Последний стал всеобъемлющим критерием и мотивацией деятельности художника. Под давлением капитала и моды почти стерлась грань между потреблением, развлечением и пафосом искусства. Неудивительно, что коммерчески успешный художник становится примером для подражания. В местных условиях это предполагает только одну модель - “художник на экспорт”. В такой ситуации от него можно ожидать обезличивающей конъюнктуры, гибкости и отсутствия каких-либо принципов. Однако Центральная Азия - территория достаточно “дикая”, здесь отсутствие арт-рынка и нулевой интерес государства. Это указывает на то, что еще возможно существование искусства как эксперимента и так называемой “романтической модели” художника. Очевидно, что такие условия позитивны для молодого искусства, которому предстоит серьезный разговор с властью капитала, массовой культурой и постмодернизмом”. |