|
Немного Италии
Впервые в Казахстане в галерее “Ою” открылась персональная выставка известного итальянского художника Марко Риндори. На ней представлено более 40 работ, многие из Флоренции, что, безусловно, оказало влияние на его творческое восприятие. Марко Риндори - человек своего времени, пропускающий через собственную призму свои внутренние ощущения, остро реагирующий на реалии сегодняшнего дня и способный интерпретировать их сугубо индивидуальным и оригинальным способом.
Современная урбанизация воспринимается нами как данность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Уровень комфорта, с одной стороны, от которого никто не собирается отказываться, и все углубляющаяся пропасть между человеком и природой отмечены художником ненавязчиво.
И все же, глядя на эти работы, испытываешь двойственное чувство: красивая городская жизнь со всеми ее привлекательными удобствами и превалирование искусственно воссозданной среды, в которой мы в основном обитаем. И потому особо пронзительно воспринимаются его натюрморты с подчеркнуто точно переданными природными материальными формами предметов, совершенными в своей первичности и, по контрасту, внедрение, порой агрессивное, пластики.
В серии “Я - это ты” автор в качестве дополнительного материала к живописи использует рифленый картон, создающий иллюзию коробки, в которую нас упаковали. Диссонанс архаичной среды персонажей, из которой они “извлечены” современными городскими реалиями, налицо.
Другая серия “Иконы” есть “ ...как светский символ, т.е. как мегаафиша рекламы, которая отсылает к встрече”, по мнению автора. Имея многовековую историю, иконы сегодня потеряли свою изначальную эмоциональную значимость, не выдержав конкуренции под натиском современных приоритетов, имеющих светскую природу. Это послания художника в их новаторском преломлении канонизированного стиля.
Художник также оригинален в выборе материалов и технологий. Ему посчастливилось освоить древние секреты мастерства своих великих соотечественников и даже приобрести древние деревянные доски для своих работ. В то же время он смелый экспериментатор, использующий в своем творчестве непредсказуемое число приемов. Это и традиционная темпера, и красный гипс, и золотая фольга, и литье в серебре, и письмо по дереву и джуту...
И в этом плане Марко Риндори не поставил еще точку в своих исканиях. Его последние исследования в сфере графического дизайна - гравюры, скульптуры - открыли новые возможности в художественной практике.
К народным истокам
В Музее современного искусства Астаны открылась выставка участников конкурса ХХII Международного фестиваля творческой молодежи “Шабыт”. Впервые в истории фестиваля конкурс проводится отдельно только в номинации “Декоративно-прикладное искусство”. В силу его специфики, обусловленной разнообразием и сложностью технологий изготовления, ожидалось ограниченное участие номинантов. Но, как оказалось, у нашей молодежи очень высокий и неподдельный интерес к народным ремеслам. Являясь своеобразной визитной карточкой страны, эти изделия всегда конкурентноспособны как в творческом, так и в коммерческом плане. Мы переживаем период бума в исследовании своих духовных истоков, а ремесла - как раз один из показателей национальной самоидентичности. Да и само время высоких технологий и поднадоевших стандартов побуждает заняться ручным творчеством. Можно представить затруднения жюри в отборе лучших работ, где одно только перечисление представленных видов ремесел занимает немало места: гобелены, батики, чии, ворсовые ковры, декоративные подушки из войлока, тус киизы, сырмаки, текеметы, кесте, различные панно из войлока, кожи и аппликации, витражи, композиции из папье-маше, музыкальные инструменты, ювелирные изделия, холодное оружие, современная одежда с национальными мотивами, дамские аксессуары, керамика, вышивка нитками и бисером, сувенирные наборы из дерева и другие. Отобраны для демонстрации в экспозиции произведения 113 участников практически из всех регионов страны. Их уникальность проявилась прежде всего в том, что авторы композиций, опираясь на культурное наследие предков, создали, по существу, новый художественный язык, адекватный своему времени. К примеру, с помощью традиционной обработки войлока мастерицы разработали модели одежды, вполне вписывающиеся в тенденции современной моды и обладающие при этом своей неповторимой изюминкой.
Мария Жумагулова |