|
Мира Мустафина
Айман Мусаходжаева замерла со скрипкой в руках - луч света, выхватывая ее фигурку из дымчатого полумрака сцены, создал особую атмосферу. Напряженная пауза ожидания обрывается еле заметным взмахом кисти - Айман подает знак своему партнеру по сцене - известной пианистке Элеоноре Накипбековой.
Скрипка Страдивари ложится на плечо, смычок на долю секунды замирает в воздухе, затем опускается на струны, и прекрасные завораживающие звуки “Чаконы” Т. Витали нарушают тишину зала. У слушателей перехватывает дыхание. Так начинался магический сеанс концерта “Две звезды” Айман Мусаходжаевой и Элеоноры Накипбековой на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая...
В течение ноября Айман и Элеонора очаровывали своим искусством публику Астаны и Караганды. Теперь - Алматы. Музыкальная “одиссея” Айман - Элеонары продлится в Актау, Атырау, Уральске. Серия концертов проходит в рамках гастрольного тура, цель которого - поддержка национального культурного достояния и пропаганды отечественного музыкального искусства.
Дуэт Мусаходжаева - Накипбекова завершит свое турне в Лондоне в преддверии Дня независимости Казахстана. Выступление пройдет в рамках культурного проекта “Kazah-GALA”, традиционно проходящего в британской столице по инициативе Элеоноры.
Лучший концертный зал, предназначенный для самых торжественных событий королевской семьи, будет принимать культурный проект, у которого, кстати, в этом году высокие патроны - член семьи принц Майкл Кентский и лорд Джонатан Айткен, написавший книгу о президенте Нурсултане Назарбаеве.
“А вот оркестр останется неизменным - Британский Королевский филармонический. Дирижер - мой сын Мариус Стравинский”, - сказала журналистам на пресс-конференции накануне концерта Элеонора Накипбекова.
Я могу играть
щипком!
Приезда важных гостей из Москвы в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой ждали с волнением: шутка ли, комиссия из самой ЦМШ, знаменитой “кузницы лауреатов” будет слушать юных музыкантов в Алматы. Только черноглазой с тоненькими косичками скрипачке Айман Мусаходжаевой все было нипочем, и, когда московские гости пришли в класс педагога Нины Патрушевой, бойкая первоклассница заявила, что она будет выступать.
- Как же ты будешь выступать, если еще не умеешь играть смычком? - улыбнулась учительница.
- Ну и что, зато я могу играть щипком!
Уверенность в себе, отсутствие страха перед комиссией и великими именами много раз сослужат добрую службу Айман Мусаходжаевой. Она училась в пятом классе, когда в Алма-Ату приехал А.И.Хачатурян, и Айман сыграла композитору его скрипичный концерт.
“Молодец! - искренне похвалил скрипачку Арам Ильич и написал на нотах: “Дорогая Айман, я верю, что ты будешь выдающейся скрипачкой, и желаю тебе успеха. Но всегда помни, что терпение и труд - главное, что необходимо для достижения успеха. А.Хачатурян”. Предсказание великого маэстро сбылось - Мусаходжаева стала выдающейся скрипачкой.
После успешной учебы в Московской консерватории Айман вернулась домой: филармония широко распахнула двери, а консерватория сочла за честь принять в свой педагогический состав. Айман готовила одну за другой концертные программы, гастролировала в Японии, Америке, Австралии, в странах Европы.
Педагогические успехи Айман Кожабековны и ее сестры Раисы (она окончила Ленинградскую консерваторию и аспирантуру у профессора М.Ваймана и посвятила себя целиком преподавательской деятельности) столь значительны, что позволили воспитать в Казахстане молодую плеяду талантливых скрипачей, которые составили основу первого в республике Государственного камерного оркестра “Академия солистов”. Этот оркестр объединил четырех сестер Мусаходжаевых: скрипачек Айман и Раису, виолончелистку и дирижера Бахытжан и кобызистку Раушан.
Молодой оркестр сразу же звонко и уверенно заявил о себе в первом турне по Америке. Музыканты сумели поразить искушенную публику своей трактовкой знаменитой классики - от Баха до Чайковского, а исполнение на кобызе Раушан произведений казахских композиторов восхитило сочетанием национального колорита с классическим камерным звучанием оркестра.
В полной мере идеи Айман Кожабековны воплотились в созданной в Астане Национальной академии музыки - учебного заведения, объединяющего все ступени музыкального образования. Четырех сестер Мусаходжаевых в республике давно считают достоянием республики.
Действительно, не часто можно встретить в одной семье целый квартет великолепных музыкантов, признанных во всем мире. Впрочем, как и трио. Некогда прославленные в Советском Союзе сестры Эльвира, Элеонора и Альфия Накипбековы признаны одним из лучших камерных ансамблей мира, их записи попадали в десятку лучших дисков года по оценкам журнала “Граммофон” и музыкального журнала Би-би-си.
Соцветие эпох
и стилей
Главной доминантой в творчестве дуэта Мусаходжаевой - Накипбековой, по их признанию, является стремление к высшей гармонии с собой, с музыкой, со стилем и эпохой, к которой принадлежит то или иное произведение. На суд слушателей звездный дуэт предлагает “своих” Витали, Брамса, Франка, Еркимбекова - элегантных и утонченных, лишенных пустой бравурности, в которых так хочется вслушаться наедине, чтобы случайный кашель или скрип не разрушал этот идеально прекрасный мир, созданный искусством выдающихся музыкантов.
На самом деле, трактовки Айман - Элеоноры потрясающе убедительны: когда слушаешь ансамбль, кажется, что по-другому и мыслить-то невозможно. Это ярко продемонстрировал концерт на сцене ГАТОБ имени Абая.
В манере исполнения дуэта удивительная мягкость и доверительность тона. Думается, вся публика ощутила те чувства необыкновенного умиротворения, совершенной красоты и человечности, которые излучала игра выдающихся музыкантов. В полной мере им удалось передать и трагические нотки минорных тем, и ласковые интонации сонаты №3 Й.Брамса, не впадая в, так сказать, салонные преувеличения. Тем более что в оригинале композитор обозначал свои опусы как “сонаты для фортепиано и скрипки”, подчеркивая, по меньшей мере, равноправную роль участников.
Титулованные артистки весьма достойно, безупречно вели свои партии, продемонстрировав “ангельское” звучание рояля и скрипки, очень легко и часто интимно, слышимость была прекрасная, вплоть до последних рядов амфитеатра. Дуэт можно смело назвать эталонным...
“Наше трио сотрудничает с Королевским филармоническим оркестром Великобритании много лет. И они с большим удовольствием отвечают на наши приглашения выступать на концертах моего проекта. Сначала мне казалось, что это очень сложно, но когда я взялась - оказалось, совсем не страшно”. Такой ответ мы услышали на вопрос: “Трудно ли быть женщиной-продюсером?” Это был первый вопрос, заданный Элеоноре Накипбековой (и, с ее слов, самый распространенный), но он обрадовал нашу знаменитую соотечественницу. Она более шести лет активно занимается не только продюсерской, но и преподавательской деятельностью. “Британцам, кстати, вообще нравится казахская музыка. Все спрашивают ноты, восхищаются красивой казахской музыкой, так что надо чаще ее исполнять!” - говорит Элеонора.
Летом сестры Накипбековы приезжали в Астану. К сожалению, поводом для приезда на родину легендарного трио сестер Накипбековых стало печальное событие. Они проводили годовщину смерти матери.
“Мы с сестрами прилетели в Караганду, чтобы установить ей памятник”, - говорит Элеонора.
Сын Элеоноры - известный дирижер Мариус Стравинский. Он бессменный дирижер концертов КаzahGala. И это несмотря на то, что Мариус - главный дирижер одного из крупных российских оркестров - Карельского филармонического. Это сейчас у музыканта очень напряженный плотный график, он ставит 40-50 концертов в год, полностью отдавая себя музыке. Музыкой всерьез он стал заниматься с 4 лет, а в 15 увлекся дирижированием. “В тот период я была очень занята своей карьерой, так как в Лондоне пришлось всего достигать с нуля. Приехала я туда в джинсах и с рюкзаком. Так что и Мариусу с детских лет приходилось постигать все самостоятельно, - рассказывает Элеонора Накипбекова. - Он сильно любил бабушку, мою маму, которая его вырастила”.
Выпускника Итонского колледжа и Королевской музыкальной академии Великобритании в настоящее время называют отменным оперным дирижером. Стравинский обладает ярким, образным мышлением. Как отмечают критики, это помогает ему создавать колоритные, отчетливые интерпретации и симфонической музыки. А в свободное время молодой дирижер предпочитает слушать не только классику, но и джаз. А вот говоря о профессиональных планах сына, Элеонора отмечает, что его гастроли расписаны на годы вперед. Но от интересных предложений из Казахстана отказываться он не намерен. Да, к слову, и сестры Накипбековы практически никогда не отказываются от приглашений - принимали участие, например, в праздновании юбилея Астаны, в открытии Британо-казахстанского общества и ряда других праздничных мероприятий.
И еще Элеонора очень хорошо готовит, особенно рыбу и морепродукты. В Лондоне большой ассортимент морепродуктов, и если есть время, она с удовольствием это делает, когда любимый сын дома. “Мама продолжает много работать. Она талантливый продюсер. У нее много времени уходит на организаторскую работу, бесконечные звонки, встречи, переговоры. Порой спит по 3-4 часа. Она по натуре активный человек!” - сказал нам во время летнего приезда в Астану Мариус Стравинский. |