|
Мира Мустафина
Вечное возвращение
Государственный академический театр оперы и балета имени Абая представил комическую оперу Гаэтано Доницетти “Любовный напиток” (либретто Феличе Романи на основе французского либретто Эжена Скриба по произведению Даниэля Обера “Любовное зелье”).
“Любовный напиток” на протяжении почти двухсот лет остается одной из самых популярных итальянских опер на мировых театральных сценах. Именно поэтому Государственный академический театр оперы и балеты имени Абая взялся за работу над этой оперой - изящной, легкой, с занимательным и остроумным сюжетом, повествующей о взаимоотношениях влюбленной пары - это основные составляющие, благодаря которым и по сей день эта опера одна из наиболее популярных в XIX столетии.
Легенда о волшебном любовном зелье, перекочевавшая из поэмы Готфрида Страсбургского “Тристан и Изольда” в комедию французского драматурга Э.Скриба, по мотивам которой написана опера Доницетти, получает неожиданную и чрезвычайно интересную трактовку. И это открывает новые смыслы. Оказывается, не “чудо-напиток”, а сами люди способны наполнить друг друга эликсиром добра и любви. Критики признают, что это одна из лучших комических опер Доницетти, претворяющая традиции итальянской оперы-буфф. В ней ощущается пародийная, сниженная трактовка романтической темы: любовное зелье, решающее судьбу Изольды и Тристана (историей которых увлечена Адина), подменяется дешевым вином - этот мотив идет от Скриба, певца практицизма, выразителя антиромантических тенденций. Однако в музыке пародийные элементы в обрисовке центральных героев - Адины и Неморино - не ощущаются. Вопреки комическим ситуациям, в которые под воздействием вина попадает робкий влюбленный, его голос, когда он поет о любви, носит одухотворенный, мечтательный характер (такова ария Неморино, одна из самых популярных арий тенорового репертуара). Сфера комического - это образы Дулькамары и Белькоре, в их партиях использованы характерные приемы буфф.
Над постановкой оперы на сцене ГАТОб имени Абая работали известные казахстанские мастера сцены. Режиссер-постановщик - Ляйлим Имангазина, которой очень дорога старинная сценическая традиция добротного, отменной красоты оперного спектакля. Пышного и многоцветного, яркого и оптимистического. Так что еще до увертюры, по мнению критиков, зрители аплодируют художнику-постановщику и художнику по костюмам - Владимиру и Людмиле Кужель. Дирижеры постановки - Ерболат Ахмедьяров, Арман Уразгалиев. К участию в спектакле приглашены золотые голоса Казахстана. Зрители неотрывно следят и за неуклонным взрослением робкого и малоопытного в сложнейших житейских обстоятельствах Неморино (Нуржан Бажекенов), и за гроссмейстерской игрой (заигрыванием) первой красавицы на деревне Адины (Майра Мухамедкызы). Увлекательно было также наблюдать за странствующим “народным целителем”, продавцом “любовного напитка” Дулькамаро (Александр Сметанин) и за решительным бравым сержантом Белькоре (Олег Татамиров). Очень сильна поэтическая и театральная составляющие оперы Доницетти. В свое прочтение режиссер-постановщик Ляйлим Имангазина добавила обаяние каждого персонажа, которое возрастает с каждым действием, а также очаровывают слушателя легкость и необыкновенная прелесть всех до одной арий.
Американцев ждут открытия
В эти дни в Нью-Йорке на самой престижной музыкальной площадке Америки, в легендарном Carnegie Hall, начинаются гастроли студенческого симфонического оркестра Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и народной артистки Республики Казахстан, профессора, известной пианистки Жании Аубакировой.
Всего пять концертов, на которых американских слушателей ждут открытия. Так, произведение нашей современницы - симфоническую поэму “Жамиля” Актоты Раимкуловой - ждет настоящая премьера. По традиции, накануне столь ответственной поездки коллектив представил концертную программу для алматинских слушателей на своей территории, в большом зале КНК имени Курмангазы. Отличительной чертой молодого, но очень успешного коллектива является то, что всем его участникам нет и 25 лет, это в основном студенты консерватории. В гастрольное турне в Штаты собирается и ансамбль народных инструментов “Туран”. Его программа будет состоять из этнокомпозиций “Казак елi” и “Кероглы” Даулеткерея.
Сыграла ли роль свежая “младая кровь” оркестра под управлением перспективного дирижера Каната Омарова или повлияла на слаженность звучания дисциплина и опрятность отнюдь не робких учениц, но концерт в канун ответственных гастролей оставил неизгладимое впечатление у слушателей.
Не придумать лучшего теста на профессиональную состоятельность молодых музыкантов, чем Второй фортепианный концерт с оркестром до минор ор.18 С. Рахманинова. Солировала народная артистка, ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Жания Аубакировой. Высочайший исполнительский уровень присущ и известной пианистке, и оркестру. Хотя впереди оркестру еще предстояло испытание на “аттестат зрелости” - духовной, человеческой. Он исполнил известную увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта” П. Чайковского. И здесь, пожалуй, не в первый раз (во всяком случае, автору этих строк) открылся и подлинный потенциал Каната Омарова - дирижера, способного за относительно недолгий репетиционный период увлечь студенческий оркестр продуманной концепцией одного из самых совершенных произведений Чайковского. Концертная деятельность созданного в консерватории студенческого оркестра - это естественное продолжение той огромной заботы, которую Жания Аубакирова неизменно проявляет по отношению к исполнительской молодежи. В стенах консерватории выявляются, поощряются и всесторонне поддерживаются молодые музыканты, здесь предоставлены все возможности и средства для всестороннего раскрытия своих творческих дарований. |