ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Класс длиною в 65 лет Культура

Мира Мустафина
Открытие юбилейного 65-го концертного сезона в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы доверили студенческим коллективам и солистам. Ведь именно такая практика эффективно способствует накоплению молодыми музыкантами ценнейшего исполнительского и сценического опыта

Если визитную карточку и гордость любого учебного заведения составляют имена воспитанников, которые прославились приобретенной в альма-матер профессией, то Алма-Атинской консерватории (теперь Казахской национальной консерватории имени Курмангазы) есть кем гордиться. Ведь здесь взошли на мировой музыкальный небосклон Ермек Серкебаев, Бибигуль Тулегенова, Роза Джаманова, Фуат Мансуров, Алибек Днишев и многие другие.
В самом деле сравнительно молодая, основанная в 1944 году, консерватория - первый музыкальный вуз в Казахстане - должна была стать и стала флагманом высокого музыкального профессионализма в огромном регионе. В 1945 году консерватории было присвоено имя выдающегося казахского кюйши XIX века Курмангазы Сагырбаева. Здесь возникла и развивается собственная национальная модель высшего музыкального образования, ее уникальность в органическом синтезе классической европейской и казахской национальной систем обучения.
alt
Концерт, естественно, начался с поздравительной части, где ректор консерватории, народная артистка Казахстана, профессор Жания Аубакирова и заместитель акима Алматы Серик Сейдуманов поздравили всех присутствующих с юбилеем.
Консерватория сегодня - центр музыкальной культуры, стягивающий воедино сюжеты на первый взгляд даже и немузыкальные. Например, экспериментальная школа-студия искусств с нетрадиционным учебным планом комплексного обучения музыке, хореографии, ИЗО и художественным технологиям, театру. Или телерадиокомплекс “Классика”, который позволяет вещать по всей республике редко исполняемую казахскую классическую музыку с привлечением серьезных культурологических сил.
Именно здесь алматинцы слушали Дору Шварцберг и Мишу Майского, Сторожева и Шостаковича в исполнении молодых музыкантов во время международного фестиваля новой музыки “Наурыз XXI”.
Возле афиш, кстати, однажды приходилось наблюдать и такую сценку. Некий меломан звонил по мобильнику знакомым и взахлеб “докладывал”: “Тут такие концерты! Ернар Нуртазин. Играет Равеля, Шостаковича, целое отделение Рахманинова! И еще вход свободный!” Так что вдобавок у молодых артистов формируется круг “своей” публики, тем более что на эти концерты вход действительно или вообще свободный, или за смешные деньги.
alt
Вернемся к юбилейному концерту. Приятная разговорная часть плавно перетекла в музыкальную. Понятие “молодой” музыкант далеко не всегда подразумевает “неизвестный”. Например, квартет духовых инструментов консерватории, который принял участие в концерте, уже не нуждается в особых представлениях. Музыканты Марлен Кусаин (флейта), Анастасия Мазуренко (гобой), Ильяс Бекишев (кларнет), Жамбул Мухамбетжанов (фагот) многократно подтвердили свою артистическую зрелость и право на “сольник” в любом престижном зале.
Несомненным лидером квартета показался фаготист Жамбул Мухамбетжанов - волевой, с отличной техникой, чувством ансамбля: он вел за собой струнников. Понравился и флейтист Марлен Кусаин - его инструмент звучал насыщенно и бархатисто, ровно по всему диапазону. Объединение таких ярких солистов в ансамбль всегда сопряжено с поисками компромиссов и общности позиций.
Честь выступить на открытии юбилейного сезона была доверена студенческому симфоническому оркестру, получившему призовые места на международных фестивалях симфонических оркестров в Великобритании, Германии, а до этого в США. Программу ребята выбрали такую, что выдержит не каждый опытный концертант: Вольфанг Амадей Моцарт “Увертюра к опере “Свадьба Фигаро”, Франц Легар “Песенка Джудитты из оперетты “Джудитта”, Леонард Бернстайн Candide. Из привлекательных качеств студенческого симфонического оркестра отметим умение выстроить целое так, что слушается произведение с неослабевающим вниманием. Все смены темпов выверены, драматургия частей с кульминациями и моментами релаксации четко продумана. Думается, что в этом немалая заслуга и молодого дирижера Каната Омарова. Впрочем, играть в начале сезона всегда непросто, а общее впечатление от коллектива осталось самое благоприятное. Потенциал оркестра мощный, и публика вправе ожидать в будущем интересных художественных свершений.
Что касается ансамбля ударников, то в данном концерте они показали себя музыкантами скорее лирического плана. Они свободно владеют инструментом, звук у них приятный, но довольно камерный. Думается, что студенты пока еще находятся в поиске своей манеры, и данное прочтение Боккерини - пробный шаг на пути постижения той пронзительной лирики, той пассионарности и одновременно философской мудрости, которые заложены в произведениях великого композитора.
Кстати, Большой концертный зал, построенный во дворе старинного особняка, где всегда размещалась консерватория, оборудован новейшей концертной аппаратурой и обладает хорошей акустикой. С парадным подъездом и шикарным гардеробом. Так что более замкнутую, что ли, жизнь консерватории уже невозможно представить. Эта открытость и искренность, собирание интеллигентной публики - уже традиция.
В этом году консерватория открывает девять концертных абонементов для любителей классической музыки. Как ни странно, на страницах некоторых СМИ оживают давние споры физиков и лириков: снова некоторые технократы заявляют, что вся гуманитарная сфера, искусство, музыка - вещи, абсолютно лишние и обременительные для современного “профи”.
Консерватория пытается этому противостоять. Здесь существует клуб любителей классической музыки - оказывается, есть в этом потребность. За 65 лет в консерватории сложились собственные научные и исполнительские школы. Прежде всего к ним относятся музыковедческая, фортепианная, вокальная, хоровая и школа исполнительства на народных инструментах. Наверное, абсолютно невозможно описать словами ни дивную атмосферу во время репетиции оркестра казахских народных инструментов КНК имени Курмангазы, ни высочайшие профессиональные требования, ставшие здесь нормой, ни уважительное, коллегиальное отношение к ученикам.
Ребята стремились с утра на репетицию и не было никакого желания уходить вечером. Культурная, музыкантская планка была настолько высока, что у нас, сторонних наблюдателей, невольно возникало желание попытаться “дотянуться”, соответствовать ей, хотя мы с ужасом понимаем всю безнадежность этих усилий.
alt
В немецкой романтической литературе есть такое понятие - “человек с необъятным сердцем”. Это - о дирижере оркестра Армане Жудебаеве, который сильно влияет “на умы” молодых музыкантов, наводит трепет - смесь священного страха и восхищения одержимостью своей профессией.
А какой мощной энергетикой обладает хоровое пение, понимаешь, когда слышишь смешанный хор консерватории. Это полное, официальное, паспортное имя культурной достопримечательности и реликвии, радости и гордости. Почему этот коллектив удостоен права открыть юбилейный цикл концертов? Потому что этот коллектив стал обладателем Гран-при и двух золотых медалей на международном конкурсе в Вененции (2008 год). Теноры, баритоны, басы, сопрано, меццо-сопрано соединяются, сливаются неразделимо в один голос - голос хора. Сливаются благодаря одному человеку - дирижеру. А будет ли это чудом, зависит от таланта дирижера.
В случае смешанного хора консерватории, где несколько лет подряд художественным руководителем и главным дирижером является Ян Рудковский, - и талант, и чудо бесспорны. Хор - это исполнитель. Даже великое произведение великого композитора, пока оно не исполнено, - всего лишь ноты, шанс. Так что смешанный хор давно признан ведущим популяризатором хоровой музыки казахстанских композиторов - и прошлого, и настоящего, ведь прошлое, даже самое славное, согласитесь, невозможно без настоящего.
alt
А настоящее консерватории очень достойное. Укрепляются творческие контакты. КНК имени Курмангазы является ассоциированным членом Ассоциации европейских консерваторий и высших музыкальных школ, членом Всемирной ассоциации симметрологов, Международной ассоциации “Музыка тюркских народов”, Международного совета по традиционной музыке (ICTM), Европейского семинара по этномузыкологии (ESEM).
Значительный успех получила программа международного сотрудничества с Парижской высшей национальной консерваторией музыки и танца, поддержанная МИДом Франции. Данный концерт открыл триумфальное юбилейное турне музыкальных коллективов и солистов консерватории по городам республики и США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Бостон, Нью-Йорк).
К чести консерватории и южной столицы стоит сказать - алматинское выступление прошло при полном аншлаге. Но, конечно, кроме этого юбилейного гастрольного турне и каждодневных занятий в аудиториях и лабораториях будет еще много концертов в этом сезоне, отмеченных той самой особой атмосферой, которую создают музыка, настоящее искусство.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • Группа: Посетители
  • Регистрация: 18.01.2012
  • Статус: Пользователь offline
  • 12 комментариев
  • 0 публикаций
^

Спасибо за фото, передающие атмосферу концерта.

динамовцы


  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение