|
Айгерим Бейсенбаева
В выставочном зале “Тенгри-Умай” стартовал необычный медиа-проект. Вниманию публики в темном помещении галереи был представлен фотофильм “Аттрактивность”.
Серия фото, объединенных одной концепцией, транслировалась под интересный звуковой ряд. По оригинальной идее организаторов, фотографии проецировались на стену и на лица посетителей, что создавало особую таинственную атмосферу
Мероприятие прошло в рамках проекта Stills - серия визуальных концептов.
Проект представляет собой открытый эксперимент, совмещающий коллективный и индивидуальный подходы. Фотофильм в форме видеоинсталляции стал итогом работы художников, музыкантов и кураторов. И выставка “Аттрактивность” - первый этап этого проекта-исследования, целью которого стал поиск новых авторов, неизвестных имен. Кураторское исследование в художественной форме.
Участниками проекта стали фотохудожники Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. На основе их произведений были созданы три фотофильма, для которых был написан оригинальный саундтрек.
Общая идея всех трех фильмов - игра. Эта идея переходит из одного фотофильма в другой, приобретая каждый раз новые формы.
Подробнее об идее видеоинсталляций рассказывает куратор проекта Оксана Шаталова, художественный критик, автор текстов о современном искусстве Центральной Азии, художник фото- и видеоарта:
- Мы с коллегами очень много обсуждали наше центрально-азиатское фотоискусство. Это была зачастую просто довольно жесткая критика творчества друг друга. И в процессе этих кулуарных бесед мы выявили три нарочито элементарных определения нашего фотоискусства, критических по своей сути. Фотоискусства именно региона Центральной Азии. Это - аттрактивность, локальность и энтузиазм.
Чуть позже мы пришли к решению найти достойное визуальное представление этих концептов.
- Расскажите о каждом из этих понятий. Почему именно они определяют наше искусство?
- Аттрактивность - это привлечение внимания. То есть наше искусство - оно яркое, броское, открытое зрителю, понятное, очевидное. Это тенденция. Конечно, у нас есть сложные и интеллектуальные произведения, но общая часть все-таки упрощена и подготовлена для восприятия.
У нас в ходу представление, что миссия художника - “отражать контекст”, “репрезентировать” (еще одно сленговое словечко - наследство уже устаревшей “страсти по идентичности”). В сущности кроме этого “отражения” и “репрезентации” никаких задач не ставится. Художник в сущности является “зеркалом”, произвольно схватывающим отблески реальности, фантазирующим по произвольным поводам, медитирующим на произвольные образы. Или, что звучит менее романтично, является флюгером, чутко реагирующим на порывы социальных ветров.
Выставка, посвященная этой теме, проходит в Алматы.
Второе определение - локальность - также родилось из критики. Можно даже сказать, из внешней критики. Зачастую искусство Центральной Азии упрекают в спекуляции восточной тематикой, экзотизмом и местными социальными проблемами. Запад хочет видеть нас как типичную азиатскую страну третьего мира, и мы это с удовольствием предоставляем. Мир, который аккумулирует в себе странности и проблемы. Эта выставка будет проходить в Душанбе.
И, наконец, третья тема - это присущая нам тема надежды - энтузиазм. Наше центрально-азиатское фотоискусство бескорыстно. Художественная ситуация в регионе держится главным образом на (пост)советском энтузиазме художников. В странах нашего региона это нельзя назвать профессией, так как она по большей части не приносит доходов. Многие пророчат нашему искусству гибель, но оно все равно живо. Contemporary art выглядит занятием не только добровольным, но и необязательным (художники периодически исчезают с арт-сцены, но также периодически возвращаются - увлекательная игра манит). Каждая игра конечна и ограничена во времени, оттого время от времени в ЦА-арт-мире актуализируются эсхатологические настроения. Мечты о постоянстве и прочности арт-процесса пока остаются мечтами. Мы живем под знаком новых энтузиастических инициатив, которые возникают и прерываются, затем снова возникают. Эта выставка пройдет в Бишкеке.
Места проведения данных выставок не случайны.
Данная выставка “Аттрактивность” проходит именно в Алматы, так как это наиболее пафосный город Центральной Азии, претендующий на статус азиатского мегаполиса. Здесь кипит клубная и культурная жизнь. Потому эта выставка организована именно здесь, и, как видите, в атмосфере почти клубной.
Следующая выставка “Локальность” пройдет в Душанбе, более азиатском городе, со своим колоритом.
А в Бишкеке будет организована выставка “Энтузиазм”, так как это центр азиатской креативности. Там проходят очень интересные выставки современного искусства, и вообще огромное количество оригинальных идей идет именно из этого города. Кстати, в нашем шоу как раз больше всего произведений из Бишкека.
- По какому принципу были подобраны работы?
- Мы обратились ко всем желающим. Просто сделали открытый призыв и не ограничивались кругом известных художников. Как можно представить эти концепции - аттрактивность, локальность и энтузиазм? К первому этапу нам прислали почти три тысячи фоторабот. Из них мы отобрали 113 фотографий авторов из пяти стран.
Произведения отбирались по принципу соответствия концепции мною и Борисом Чуховичем, куратором из Канады. Кроме того, были консультанты из стран Центральной Азии.
Проект стартовал в мае и длиться будет около года. Участвуют фотографии самых различных жанров и форматов - и аналоговая, и цифровая. Под каждую тематику придумывается своя видеоинсталляция.
В конце проекта пройдет заключительная выставка Stills-Summary, на которой будут представлены тридцать самых лучших фотографий. А затем будет издан DVD-диск со всеми тремя фильмами. |